Как «эсэмэски» древних новгородцев помогают сегодня лечить детей в Петербурге
В Детской городской больнице №1 в День славянской письменности и культуры для маленьких пациентов были прочитаны две…научных лекции о рукописных памятниках древнего Новгорода. И заодно проведен своеобразный мастер-класс по рисованию старинных «смайликов».
Инициатором столь необычного научного «перформанса» выступил Санкт-Петербургский институт истории РАН. Поэтому с детьми общались самые настоящие научные сотрудники – доктор и кандидат исторических наук – которые ради этого специально приехали из Новгорода.
По следам Онфима
«Идея пришла, можно сказать, неожиданно, – делится заместитель директора СПбИИ РАН Юлия Кантор. – Так получилось, что я познакомилась с главврачом этой больницы, и оказалось, что он увлекается изучением древнего Новгорода. И тогда я подумала, что история вообще сродни медицине: и там, и там, пока не решишь сложных вопросов, не будешь знать диагноз. И я придумала рассказать детям о прошлом нашей страны и о становлении письменности детским языком».
Тем более что и повествование должно было идти о сверстнике маленьких пациентов – восьмилетнем мальчике Онфиме, жившем в Новгороде в начале… XIII века. Его 12 берестяных грамот, на которых он учился прописям и где заодно (видимо, устав от учения) умудрился оставить несколько смешных рисунков, были найдены археологами уже во второй половине ХХ столетия. И именно на примере этих свидетельств из прошлого и было решено построить получасовой рассказ об истории русской письменности. А поскольку в больнице находятся дети разных возрастов, то историки предложили прочитать две лекции: одну для семи-восьмилетних слушателей, а другую – для чуть старшей аудитории. Информация об этом была размещена на всех отделениях, и любой ребенок (если к тому не было противопоказаний) мог выразить желание поприсутствовать на столь необычном для лечебного учреждения мероприятии.
«Дети ведь, находясь в больнице, выпадают из привычного образа жизни, – отметил главврач больницы №1 Александр Гостимский. – И чтобы их вылечить не всегда достаточно только нашего умения исцелять. Надо чтобы у пациентов был внутренний настрой на выздоровление. А для этого нужны позитивные события. Если ребенок узнает что-то новое, то у него поднимется настроение и болезнь быстрее отступит. Тем более что в данном случае речь идет не только о лечебном, но и об образовательном проекте. Дети должны понимать, кто и откуда они. Это очень важно сейчас, когда существует разрыв поколений».
Не смотрите на возраст
Однако, судя по реакции самой младшей группы слушателей, повод для оптимизма действительно есть. И весьма существенный. Потому что дети с живейшим интересом реагировали на рассказ о берестяных грамотах (тем более что повествование сопровождалось анимационными изображениями этих артефактов). И пришли в полный восторг от предложения собственноручно повторить в специально для этого приготовленных блокнотах рисунки мальчика Онфима. Причем в процессе рисования дети постигали еще и этнографические нюансы того, что отобразил на бересте древний новгородец. При этом происходящим была довольна не только аудитория, но и сам лектор.
«Я многодетный отец, поэтому все мои ожидания оправдались, – поделился старший научный сотрудник СПбИИ РАН, кандидат исторических наук Дмитрий Асташкин. – Не надо думать, что дети ничего не понимают: у них восприятие мира ярче и глубже, чем у взрослых. Я, например, со своим восьмилетним сыном часто веду научные беседы, и он иногда задает мне такие вопросы аналитического свойства, что приходится искать ответы в заумных книгах. Ну а что касается нынешней лекции, то мне и самому было очень интересно пообщаться с такой аудиторией на такую яркую тему. Ну а рисунки вообще изумительными получились. Думаю, они и Онфиму бы очень понравились».
Перспективный формат
А вот для группы чуть более старших детей пришлось уже применить несколько иной подход.
«Название своей лекции я сформулировал немного авантюрно: «СМС и смайлики дружинника Александра Невского», – отметил ведущий научный сотрудник СПбИИ РАН, доктор исторических наук, профессор Борис Ковалев. – Ведь береста не позволяла наносить большой текст, и новгородцам приходилось лаконично формулировать свои мысли. Чем не формат нынешних эсэмэсок? А те же рисунки – чем не смайлики? Ну а что касается дружинников, то они упомянуты не напрасно. Ведь Онфим мог знать князя Александра Невского и даже служить в его дружине. А это повод для очень глубоких размышлений о нашей истории. Главный вывод, к которому я хочу подвести своих юных слушателей, в том, что, хотя в XIII веке не было электронных гаджетов, наши далекие предки были такими же, как и они».
И, судя по всему, такой подход сработал. К тому же дети были впечатлены не только уровнем грамотности среди древних новгородцев (всего найдено более 1000 берестяных грамот), но и тем, что имя мальчика Онфима известно сегодня во всем мире. К примеру, один из американских блогеров после рассказа о нем увеличил число своих подписчиков до нескольких миллионов. В общем, все это дало повод задуматься детям не только о прошлом, но и о будущем. Впрочем, как и самим историкам.
«Мы первое академическое учреждение, которое вышло с образовательным проектом к детям, находящимся вне школы или гимназии, – подчеркивает Юлия Кантор. – Мы популяризируем науку. Надеюсь, наш опыт будет полезен и для специалистов досуговой педагогики, которые работают в больнице №1. Ведь это же еще и огромный исследовательский медицинский центр. Поэтому очень хотелось продолжить наше начинание».
И, между прочим, уже к 1 июня – Всемирному дню защиты детей – ИИ РАН и руководство больницы уже запланировало очередное «лечебно-образовательное» мероприятие. «Мы расскажем детям о том, как взаимодействуют культура, история и природа, – делится Юлия Кантор. – Как раз в первый день лета, учитывая наш капризный климат, хорошо будет рассказать о снеге. Вернее, о том, какое отражение он нашел в разных видах искусства».