Карнавал, 20 спектаклей и секреты мастерства: Театр Пэжо готовится к тридцатилетию
Старейший профессиональный уличный театр России «Странствующие куклы господина Пэжо» готовится к 30-летнему юбилею. Празднование будет масштабным: в Петербург съедутся уличные театры из разных уголков страны, чтобы показать 20 спектаклей, которые в разные годы ставила художественный руководитель и режиссер кукол Пэжо Анна Шишкина, более известная как Матушка Медоуз. Помимо этого, в честь юбилея будет работать карнавальная почта и мастерская, состоится множество лекций, семинаров и мастер-классов, которые будут интересны не только рядовым зрителям, но и профессионалам. Праздник пройдет при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
Ах, карнавал!
Праздник «День рождения Театра Пэжо» будет идти всю следующую неделю: будни заполнят познавательные и обучающие мероприятия, а в пятницу вечером начнутся спектакли. Торжественное открытие намечено на День города, то есть на 27 мая. В этот день, в 13:00, члены труппы Театра Пэжо, а также многочисленные гости праздника устроят театрально-карнавальное шествие от Музея стекла до Конюшенного корпуса.
«Театр «Странствующие куклы господина Пэжо» появился в Петербурге, поэтому празднование юбилея мы решили совместить с Днем города», – рассказал арт-директор и актёр театра Даниил Ветошкин.
При этом уже в 12:00 у Музея стекла откроется мастерская карнавальных костюмов, в которой представители Театра Пэжо бесплатно покажут, как сделать костюм из подручных средств, да еще и все необходимые материалы дадут.
28 мая шествие от Музея стекла до Конюшенного корпуса повторится в 14:00, а мастерская будет работать с 13:00.
Ретроспектива Матушки Медоуз
Театральная программа стартует 26 мая, в 20:00, когда Театр Пэжо покажет спектакль «Месяцы» в Никольских рядах. Остальные 19 спектаклей можно будет посмотреть в Центральном парке культуры и отдыха имени Кирова 27 и 28 мая. Именно туда приедут артисты из Альметьевска, Кургана и Воронежа, чтобы показать спектакли, которые в разные годы ставила Анна Шишкина.
«С Театром Пэжо мы познакомились в 2016 году, когда труппа приехала в Воронеж на Международный Платоновский фестиваль искусств со спектаклем «Последний бастион». Матушка Медоуз буквально покорила участников нашего театра, глядя на нее, многим казалось, что вот-вот начнется какое-то волшебство», – рассказали в Воронежском академическом театре, который приехал с постановкой «Как царь Петр чего-нибудь там».
Актеры из альметьевского уличного театра «Легкие крылья» сотрудничают с Анной Шишкиной с 2017 года. «Тогда кукол Пэжо пригласили к нам в город для создания уличного театра. Приехавшие артисты стали для нас не просто наставниками или друзьями, а старшими братьями и сестрами. Именно поэтому мы сразу согласились участвовать в празднике к 30-летию театра. Мы покажем сразу два спектакля, поставленные Матушкой Медоуз: «ЭТНО» и «Албасты», – сообщили в театре «Легкие крылья».
Также своими работами кукол Пэжо поздравят и петербургские уличные артисты. «Впервые актеров Театра Пэжо я увидела в деле лет 20-25 назад. Мы вместе выступали на каком-то празднике, и меня просто поразили все эти фигуры, маски, элегантность движений. Меня восхищает то, что делает труппа театра, это профессиональная команда, которая всегда в тренде, но не потому, что идет на поводу у публики, а просто потому, что эти артисты именно так чувствуют мир», – рассказала Наталия Фиссон, заслуженная артистка РФ и основательница Санкт-петербургского театрального товарищества «Комик-Трест». Ее команда покажет фрагменты ландшафтного спектакля «Улитная Рапсодия».
Театр «НоС» сыграет спектакль «Что за репка в теремке», «Небесные бродяги» покажут «Домового», а Театр Летающих Вещей – «Сказки наизнанку». Актриса Ирина Малышенко покажет свой моноспектакль «Воробче», Андрей Кислицин – представление «Двойное Непостоянство», и это далеко не вся программа. Посмотреть подробное расписание спектаклей можно здесь. Отметим, на сами постановки билеты не требуются, однако за вход в ЦПКиО имени Кирова заплатить придется по стандартному тарифу. Предварительная регистрация по этой ссылке.
Кроме того, 27 и 28 мая в ЦПКиО имени Кирова будет работать карнавальная почта, где можно будет приобрести открытку с персонажами спектаклей Театра Пэжо и прямо там бесплатно отправить ее на любой российский адрес. Помимо этого, все желающие смогут сфотографироваться в декорациях Театра Пэжо, которые на два дня станут фотозоной.
У них есть чему поучиться
Образовательная часть праздника начнется 22 мая, в 13:00, в «Лендок-центре» с семинара «Как не убить спектакль на площади», после мастер-классы и лекции будут идти каждый день на разных площадках. 24 мая, в 19:30, Матушка Медоуз в пространстве «CELEBRA SHOW & LOFT» лично расскажет о приемах художников в уличном театре, научит вписывать декорации в цветовую палитру города и внятно объяснит, почему вынесенная на улицу ширма не делает спектакль уличным. Полностью деловую программу праздника можно посмотреть здесь. Все мероприятия можно будет посетить бесплатно, однако предварительная регистрация обязательна.
Важно, что все образовательные программы Театра Пэжо рассчитаны на профессионалов, то есть на тех, кто развивает уличное искусство или планирует этим заняться. С учетом того, что большинство площадных театров распадаются в первые годы работы, а куклы Пэжо празднуют 30-летие, у них есть чему поучиться.
«Все началось в перестройку, когда шесть друзей, включая меня и действующего директора нашего театра Олега Скотникова, решили объединить творческие усилия. Мы заняли Собственную дачу Николая I в Петергофе – тогда многие творческие объединения занимались сквоттингом (пользовались пустующими помещениями – Ред.). Однако мы не просто организовали там театр, но и сделали большой вклад в сохранение этого исторического объекта. В лихие девяностые туда неоднократно приезжали желающие забрать драгоценные решетки или львов с крыльца…» – вспоминает Анна Шишкина.
«Странствующие куклы господина Пэжо» изначально задумывались как профессиональный уличный театр маски. «Мы не из тех, кто просто вышел на улицу «поиграть», потому что помещения не было. Театр Пэжо площадной по концепции. Несмотря на то что мы делаем и перформансы, и спектакли-променады, и сайт-специфик (театральный жанр, в которым пространство играет важную роль, место фактически становится важным действующим лицом повествования – Ред.), сердце нашего театра отдано именно постановкам на площадях. Причем речь идет не о каких-то огромных имперских площадях, где проходят парады, а небольших, на которых зрители могут видеть глаза актеров», – рассказала Анна Шишкина.
Главный инструмент артистов Пэжо – маска, точнее маски которые они делают собственноручно.
«Будучи магическим, даже ритуальным артефактом, «вещью в себе», маска – неотъемлемый атрибут карнавала, а мы все-таки карнавальный театр. А еще мы команда полипрофессионалов, каждый из которых, помимо актерского ремесла, владеет и техническим: сваркой, бутафорским делом, умением моделировать и шить костюмы. В нашем театре сейчас более трехсот масок из всевозможных материалов – от папье-маше, текстиля, пластика, до железа, мусора, и даже трехсотлетнего дуба!» – сообщила Анна Шишкина.
Поскольку Театр Пэжо появился в весьма сложное для нашей страны время, артисты ставили перед собой цель всегда дарить зрителям праздник. И спустя годы эта концепция не изменилась. «Несмотря на то что иногда люди на наших спектаклях плачут, да и темы мы поднимаем не самые простые, наше искусство все-таки праздничное. Мы терпеть не можем плохие концы. Здесь мы солидарны с Евгением Шварцем: «Стыдно убивать героев, чтобы растрогать сердца черствых и расшевелить равнодушных». Наши артисты владеют техникой трикстерской импровизации, то есть техникой шутовства, которая сочетает в себе определенные пластические параметры, скорость движения и мышления, а также умение играть с публикой. Интерактив – это не когда актер играет с публикой, а игра публики с актером. Вот эта техника театральной веселой провокации является движком нашего театра», – пояснила Анна Шишкина.
На данный момент в репертуаре Театра Пэжо 11 спектаклей.