Яндекс.Метрика
  • Анастасия Бирюкова

Педагог Анастасия Афанасьева: «Мы должны уметь слушать и слышать детей»

Заместитель директора по воспитательной работе школы №129 рассказала о роли наставника в жизни детей
Фото: Роман Пименов/ «Петербургский дневник»

В России идет Год педагога и наставника, и Форум классных руководителей – одно из основных мероприятий этого года. Он проводится Министерством просвещения РФ по поручению президента России Владимира Путина. Прием заявок на него проводится до 20 апреля. Заместитель директора по воспитательной работе школы №129 Анастасия Афанасьева – амбассадор Всероссийского форума классных руководителей. Победитель всероссийских конкурсов «Воспитать человека», «Лидер XXI века» и обладатель премии президента России для поддержки талантливой молодежи рассказала «Петербургскому дневнику» о роли наставника в жизни детей.

 Анастасия Олеговна, что вас привело в школу?

– Мне очень повезло – рядом со мной всегда были очень хорошие наставники, у которых я училась. Именно они когда-то замотивировали меня стать педагогом и показали обратную сторону школы, образования. Мне всегда нравилось организовывать мероприятия, помимо этого, я быстро работаю с документацией. Так получилось, что в должности заместителя директора по воспитательной работе сложилось все: и организация, и работа с документацией, и это мне действительно нравится.

По образованию я конфликтолог, помимо этого, закончила магистратуру в сфере педагогического образования и сейчас учусь в аспирантуре по этому направлению – дописываю диссертацию по наставничеству.

В школе №129 я работаю уже четвертый год. До этого я была педагогом-организатором, но быстро поняла, что необходимо развиваться и не останавливаться только на организации. Помимо этого, участвую в программе по работе с управленческим кадровым резервом – «Голос поколения».

 Раскройте секрет тайм-менеджмента педагога: как вы все успеваете?

– Большинство поездок происходят в дни школьных каникул либо на выходных. Если так получается, что они выпадают на рабочие дни, то, безусловно, делегирую свои обязанности. И потом, когда возвращаюсь, меня обычно ждет большое количество работы. Стараешься все быстро-быстро успеть, и в силу темперамента, скорости это удастся сделать. Бывает, времени не хватает и в школе я остаюсь и до позднего вечера и приезжаю на выходных. Работа действительно значит для меня очень многое, я очень ценю ее и люблю.

– Внеучебная жизнь современного школьника – какая она?

– Если проиллюстрировать эту историю на примере нашей школы, это большой выбор внеурочной деятельности. Ребята могут выбрать все, что захотят! Помимо этого, у нас развита система наставничества, которая реализуется, например, в рамках первичного отделения «Движение первых» в нашей школе, руководителем которого я являюсь. Наставничество, выбор и возможность быть сопричастным к делу – это двигатели внеурочной жизни школьников. Наши ребята сами проводят мероприятия, выступают, постоянно учатся и развиваются. Мы делаем вместе с ними, а не за них, подсказываем и воспитываем, точно так же, как делали это в свое время мои педагоги.

 Какие навыки развивает такая система?

– Все наши дети талантливы,  и очень важно найти изюминку в каждом, раскрыть ее. Мы много сотрудничаем со всероссийским профориентационным проектом «Билет в будущее», который поддерживает развитие талантов. Что касается компетенций, это, несомненно, внимание к базовым аспектам педагогики, при этом, если мы видим явные способности, их нужно раскрывать еще более активно.

 А как разглядеть талант?

– На примере своей работы могу сказать, что увидеть это можно лишь на практике. Так, проводим мероприятие, собираем детское объединение и говорим его участникам: «Нам нужно организовать концерт». Нужны: ведущие, фотографы, операторы, костюмеры. Ребята выбирают свою стезю, а педагог наблюдает за тем, чтобы ребята пробовали разное: чтобы те же ведущие менялись. Со временем мы смотрим: получилось, не получились, нужно ли скорректировать работу. Если мы понимаем, что ребенок, условно говоря, успешен на сцене, помогаем ему развить талант.

 В школе всегда есть активные ребята, а есть те, кто пока стесняется, и им сложно проявить свой талант. Как вы работаете с такими детьми?

– Конечно, у нас есть скромные ребята, которые пока боятся, не любят выступать перед публикой. В нашей школе они, например, могут принять участие в создании газеты – писать статьи, фотографировать. Пишут сценарии, монтируют ролики – и это тоже важно!

 Какие проекты в сфере наставничества работают у вас в школе?

– У нас разработана программа «Академия наставничества». Я участвовала в конкурсе молодых ученых в области образования и была награждена почетной грамотой Российской академии образования за активную деятельность в рамках наставничества и внедрение этого проекта. «Академия наставничества» – это история, когда более опытные классные руководители курируют молодых. Но не в формате скучных лекций, а мастер-классов, форсайт-сессий.

 Сегодняшний наставник для ребенка – какой он?

– Это человек, который не вешает ярлыки на детей. Это гибкий педагог, готовый к постоянным изменениям. Он не должен говорить: не хочу изучать вот это, не буду делать вот то. Он открыт ко всему новому, а самое главное – уважительно относится ко всем участникам образовательного процесса, вне зависимости от того, коллеги это или дети. Педагог должен быть порядочным и честным. Мы должны уметь слушать и слышать детей. Относиться к ним как к равным.

– Вы принимали участие в Форуме классных руководителей. Что вас привело туда?

– Все довольно просто: подала заявку, прошла отбор и мне посчастливилось попасть в Москву. В чем плюс всероссийских проектов, так это в том, что мы можем увидеть педагогов из разных регионов. Всегда интересен опыт других, когда все это соединяется, образуется сильный коллектив. Если говорить о работе партнеров, мне понравился стенд Министерства просвещения с прекрасными настольными играми. На форуме я побывала на разных тренингах по работе с эмоциональным интеллектом и стрессоустойчивостью, элементы которых я применяю в своей ежедневной работе.

 Почему стоит принять участие в форуме этого года?

– В рамках Года педагога и наставника запланировано очень много интересных активностей, в том числе Форум классных руководителей. Это новые знания и новые знакомства. Форум классных руководителей – это прекрасная возможность перезагрузиться и вдохновиться чем-то новым!