Яндекс.Метрика
  • Марина Бойцова

Счет шел на минуты: как спасали новорожденного с пороком сердца

Аномалия требовала не просто быстрой, а моментальной реакции медиков
Фото: Дмитрий Фуфаев/ «Петербургский дневник»

Бригады кардиохирургов, неонатологов, анестезиологов-реаниматологов, трансфузиологов, нейрохирургов Детского городского многопрофильного клинического специализированного стационара высоких медицинских технологий (ДГБ №1) провели операцию на открытом сердце с подключением системы искусственного кровообращения спустя 9 часов после рождения ребенка.

Три случая в год

Мальчик родился в 10-м роддоме 29 марта 2023 года. Неонатологи сразу после рождения заподозрили, что у ребенка – врожденный порок сердца, причем редкий и тяжелый, требующий немедленного вмешательства – частота выявляемости подобных пороков не более 10 процентов во всем мире. У него был диагностирован тотальный аномальный дренаж легочных вен, рестриктивная форма. Это означает, что в норме легочные вены от легких идут к сердцу и входят в левое предсердие, принося красную кровь от легких. А при тотальном аномальном дренаже они соединяются и в левое предсердие не выходят, таким образом, кровь от легких оттечь не может и наполняет сами легкие. Если вовремя не провести операцию, человек умирает от отека легких.

Как только врачи определили этот порок, была вызвана специальная реанимационная бригада из Первой детской.

Заместитель главного врача ДГБ №1, главный неонатолог Комитета по здравоохранению Петербурга Юлия Горелик рассказывает: «Реанимация новорожденных – это очень четкая система, сформированная много лет назад. Суть в том, что со всех учреждений родовспоможения города независимо от их принадлежности вся информация о тяжелых детях, нуждающихся в реанимационной помощи, стекается в наш консультационный центр, где 24 часа в сутки дежурит наш реаниматолог. В случае необходимости реанимационная бригада выезжает в родильный дом и транспортирует пациента к нам».

В случае с этим мальчиком Юлия Владимировна отдает должное коллегам из роддома №10.

Фото: Дмитрий Фуфаев/ «Петербургский дневник»

«Диагноз был заподозрен сразу после рождения ребенка благодаря суперпрофессиональным действиям неонатологов. При пороках сердца существует четкая симптоматика: например, разное обогащение кислородом (сатурация) на руках и ногах. Это потребовало безотлагательных действий для транспортировки ребенка к нам в операционную и соответствующих реанимационных мероприятий», – отмечает Юлия Горелик.

По словам врачей, подобных патологий в нашем городе встречается не больше трех за год.

Самый большой опыт

Заведующий отделением детской кардиохирургии профессор Рубен Мовсесян проводил операцию малышу.

«Ребенок был быстро диагностирован, операция прошла в первые часы после рождения. Наша хирургическая задача не меняется, но дело в том, что вся аппаратура искусственного кровообращения рассчитана на детей весом от 2 килограммов. Однако мы имеем самый большой опыт в стране, позволяющий делать операции на сердце с подключением искусственного кровообращения детям весом до 2 килограммов. Самый маленький прооперированный нами пациент весил всего 1 килограмм 400 граммов», – рассказал Рубен Мовсесян.

Он уточнил, что особенность патологии мальчика в том, что промедление буквально смерти подобно. Его жизнь зависела буквально от каждой минуты.

На этот момент обращает внимание и главный врач ДГБ №1 Александр Гостимский.

Фото: Дмитрий Фуфаев/ «Петербургский дневник»

«Случай уникален тем, что речь идет о той патологии, которая является практически неизлечимой. До операции человек живет какое-то время только за счет небольших коллатералей – вспомогательных сосудов, которые в обход основных качают кровь. Поэтому здесь нет никакого запаса по времени, надо как можно скорее поставить диагноз и прооперировать. Этот случай доказывает не только мастерство наших хирургов, но и ту систему организации помощи новорожденным в диагностике пороков сердца, которая сложилась в нашем городе. Это и диагностика до поступления, и выездные бригады наших реаниматологов, и команда нейрохирургов, кардиологов, реаниматологов, трансфузиологов, и огромное количество среднего медицинского персонала. Десятки человек спасают одну жизнь», – подчеркивает Александр Гостимский.

«Конечно же, это счастье»

10 апреля мама Наталья и папа Владислав впервые взяли своего сына на руки – мальчика перевели из реанимации в палату. Владислав, Наталья и их старший сын, которому 2,5 года, впервые все вместе.

«Конечно же, это счастье, мы очень ждали этого дня. Когда нам сказали про диагноз, это было как гром среди ясного неба. Мы наблюдались всю беременность, все было отлично, и когда сказали, что нужна экстренная операция, было очень страшно за жизнь нашего мальчика, не передать словами, что мы чувствовали. Но мы верили, что все будет хорошо. Огромное спасибо всем врачам. Мы этого никогда не забудем», – благодарят молодые родители со слезами на глазах.

Скоро мальчика и маму выпишут домой, где с нетерпением ждут второго внука бабушки, дедушки, тети и дяди.

Пациентов с такой патологией рождается всегда стандартно: 8-10 пациентов на 1000 новорожденных, причины аномалии не ясны – это генетически закрепленный фактор. Как уточняют врачи, особенность этого порока сердца в том, что если вовремя оказать качественную хирургическую помощь, то дети растут и развиваются совершенно нормально, как и все их здоровые сверстники.

«Впереди нас ждет точно счастливое будущее и два дня рождения нашего сына – 29 и 30 марта», – добавляют родители.

Дмитрий Фуфаев/ «Петербургский дневник»