Краевед Александр Треугольников: «Интерес к промышленным памятникам велик и будет расти. Нужно только умело давать им новую жизнь»
– Александр, расскажите, с чего началось ваше увлечение промышленной архитектурой?
– Краеведы, как и другие исследователи, вообще счастливые люди, они занимаются любимым делом. Моё знакомство с промышленностью началось ещё в конце 1990-х. Позже я работал на Кировском заводе на тракторном производстве, затем в объединении «Светлана» на производстве рентгеновских приборов, а также на производстве полиграфических машин «ЛенПолиграфМаша».
Но осознанное знакомство с промышленной архитектурой произошло только к 2009 году на бывшем ЛПО «Красный треугольник». Тогда это было в значительной мере полузаброшенное предприятие. Огромный комплекс исторических корпусов был доступен. Именно его заброшенное и доступное состояние способствовало возникновению интереса к исследованию его архитектуры, производственной специфики и истории. Осознание его как исторического объекта приходило постепенно. Это объект с большой, богатой историей, малоизвестными фактами. А про его архитектуру можно рассказывать часами. Например, протяжённость этой фабрики по фасаду около 800 метров и с одного конца фабрики на другой можно пройти по всем корпусам не выходя на улицу или двор по системе переходов. С тех пор (с 2009 года. – Ред.) я стал посещать разные старые фабрики города. Оказывается, все они разные, у каждой есть свои уникальные архитектурные и инженерные особенности. Это целый мир познания.
– Давайте приведем несколько примеров промышленной архитектуры в Петербурге. Например, построек, которые малоизвестны горожанам.
– «Серый пояс» Петербурга составляет около трети его исторической территории. Первые фабрики и артели возникают ещё в петровские времена. Сегодня часть старых фабрик утрачена. Например, артель «Культигрушка» на Московском проспекте. Почти всегда бывшие фабрики сносят под жилую застройку земельного участка. Ещё часть фабрик полузаброшена. Там, как правило, теплится остаточная часть производства, а все остальное сдают в аренду. Таких объектов сейчас много, и они открыты для посещения.
Но есть и немало до сих пор действующих и закрытых фабрик. Но у них всех есть одно важное отличие от уже отремонтированных объектов под новые функции – это аутентичная атмосфера. Там витает в воздухе «запах истории». Никому не интересны старинные колонны, зашитые в гипрок или метлахская плитка, застеленная линолеумом. Все хотят видеть натуру. Это и есть атмосфера места, за это и любят старые фабрики. И сейчас инвесторы начинают это понимать. Всё чаще мы видим отделку интерьеров в стиле лофт, сохраняются разные инженерные элементы, оголяется кирпичная кладка стен. Как пример, лофт «Этажи» в бывшем корпусе хлебозавода на Лиговском проспекте. Я там бывал не раз. Очень модное у молодёжи место. Минимальные вложения инвестора в ремонт и максимум натуры – обшарпанные стены, советская плитка, стёртые ступени лестниц, торчащие стальные балки, скрипучие металлические двери с мощными засовами и, конечно, фактурный кирпич. Один подвал чего стоит. В советское время там было убежище, а сейчас тир. Именно в такие атмосферные места и тянутся люди всех возрастов, от арендаторов нет отбоя – их привлекает недорогая площадь. В результате все в выигрыше: у города нет «заброшки», у арендаторов – недорогая площадь, у клиентов – любимая локация, у инвестора – стабильная прибыль.
Но много и малоизвестных исторических объектов. Эти объекты – или действующие производства с закрытым доступом, или законсервированные в ожидании инвестора. Например, комплекс фабрики «Скороход» на Заставской улице. Этот исторический комплекс удивительной красоты сохранился практически без изменений. Та же картина с бумагопрядильной мануфактурой «Невка» на Выборгской набережной. Это цельный комплекс, похожий на замок с башенками и массивной дымовой трубой. Но есть и совсем малоизвестные шедевры. Например, система сводчатых галерей подвального этажа исторического «Арсенала» на Арсенальной набережной. Мне посчастливилось исследовать эту систему ещё до ремонта комплекса. Также заслуживают внимания исторические корпуса канатной фабрики Гота, первого русского аккумуляторного завода Тюдор, спиртоочистной завод на Гаспальской улице, частично сгоревшая фабрика Торнтон («Невская мануфактура»), где во дворе чудом уцелел директорский корпус сейфовой комнатой и редчайший «сборно-секционный» водонапорный бак в башне, объекты Кронштадта – перечислять можно бесконечно. Посещение таких объектов для меня каждый раз открытие.
– Один из многострадальных объектов – бывший завод «Красный треугольник». Один из вариантов развития территории – создание общественно-делового пространства и гостиничной инфраструктуры. Под что еще, на ваш взгляд, можно приспособить бывшее предприятие?
– Комплекс бывшего завода «Красный треугольник» занимает центральное место в моих промышленных исследованиях. Этим объектом я занимаюсь уже 14 лет. За это время там произошло много утрат ценных исторических интерьеров и даже частичное обрушений конструкций. Так, например неизвестными срезаны на металл три старинных клёпаных водонапорных бака и чугунная винтовая лестница в одной из башен. Местами частично срезаны и несущие конструкции – балки перекрытий и стропила крыш. В результате крыши у трёх корпусов частично обрушены. Несмотря на такую, казалось бы, серьёзную аварийность нет ничего неисправимого. Всё можно отремонтировать. Главный враг этого комплекса – это время, безразличие и разгул мародёрства. Много лет власти города ищут решение. И в прошлом году появилась надежда. К комплексу проявил интерес крупный инвестор – это группа резидентов промышленной площадки. У них большой и успешный опыт реновации. Достигнуты договорённости с городскими властями. Была проведена инвентаризация и историко-культурная экспертиза. Комплексу присвоен статус регионального памятника. Сейчас разрабатывается проект реновации под многофункциональный комплекс. Однако сроки старта пока не озвучены. Объекту и сейчас присуще многофункциональность. Там есть почти всё: офисы, склады, мастерские, производства, хостелы, фотостудии, магазины, кафе, выставки, спортивные объекты, музыкальные студии. Корпуса «Красного треугольника» можно приспособить под любую функцию. Частый оконный ряд расширяет возможности перепланировок внутри. Это позволяет обустроить там большую гостиницу или офисный комплекс. Верхние этажи большие и открытые пространства идеальны для спортивных площадок. Там уже работает несколько футбольных полей, роллердром, скалодром и батутный центр. В одном из корпусов раньше был даже картинг и пентбол. Но это не редкость для таких объектов.
Ещё один большой плюс – это развитые инженерные сети и транспортная доступность – дорожная и водная магистрали, две станции метро и близость к порту. Из проблем – это соседство с цементным заводом и подготовительным цехом резины. Дело во вредной пыльной взвеси, которая проникает во все закоулки завода. Так как переезжать никто не планирует, тут может помочь установка современного фильтрового оборудования. Остаётся надеяться, что инвестор не откажется от планов реновации и осуществит их с минимальными потерями для архитектуры комплекса.
– Последнее время довольно часто в новостях также фигурирует бывший мясокомбинат «Самсон» в Московском районе. В чем, на ваш взгляд, уникальность этого объекта? Под какие функции можно приспособить охраняемые здания?
– Если комплекс «Красного треугольника» – это в большей степени дореволюционная застройка, то комплекс мясокомбината имени Кирова – («Самсон») это образец раннего советского конструктивизма. Советский промышленный конструктивизм сейчас сильно недооценён, и обществу ещё предстоит это осознать. Комплекс «Самсона» меньше, чем комплекс «Треугольника», но проблем гораздо больше. Там проблемы и с техническим состоянием корпусов, и с их реновацией. Например, там нельзя сделать гостиницу как на «Треугольнике». Комплекс «Самсона» – это четыре производственных корпуса, соединённых переходами, не считая котельную. Уникальность комплекса в строгой связке его архитектуры с технологическим процессом производства, то есть все этапы мясного производства чётко отражены в линейном расположении корпусов и переходов между ними. В этих корпусах мало оконных проёмов, а в корпусе «холодильника» их и вовсе почти нет. Зато там есть большие открытые пространства. Думаю, там можно было бы реализовать несколько функций: большой спортивный комплекс, склады и торговый комплекс. В одном из корпусов есть две большие полувинтовые широкие лестницы с небольшим углом подъёма. Раньше по этим лестницам загоняли скот. Сейчас эта архитектурная особенность хороша для устройства там многоуровнего паркинга. Именно эти функции наиболее востребованы с учётом активной жилой застройки бывшей промышленной зоны завода.
Новая функция вырисовывается идеально – ставите машину в паркинг (первый корпус), по переходу заходите в торговый центр (два центральных корпуса) или чуть дальше в спортивный комплекс (четвёртый корпус). Однако реализовать это очень сложно из-за серьёзной аварийности несущих конструкций. Если шлакоблочное заполнение стен можно заменить, то вот с рамным железобетонным каркасом сложнее. Его основа – это арматура, которая из-за трещин бетона сильно проржавела. Кроме этого, в корпусах есть большие очаги биопоражений – это следствие специфики бывшего производства. Поэтому инвестора найти очень сложно.
– Сегодня один из популярных видов туризма – промышленный, когда гости посещают различные производственные площадки. А насколько сегодня популярен именно архитектурный промышленный туризм?
– «Промышленный Петербург» любят не меньше «парадного». Большая заслуга в этом Валентины Лелиной, которая в 2000-е годы была специалистом «промышленного отдела» в КГИОП и успела «наградить» статусом «выявленного объекта культурного наследия» много ценных исторических фабрик города. Это позволило защитить их от сноса и сохранить до наших дней. «Промышленный туризм» имеет большой туристический и экономический потенциал, который ещё не раскрыт в полной мере. Пока эти объекты принято считать «не парадным Петербургом». Их историческая, культурная и эстетическая ценность недооценена. Все любят старинные особняки, они очень популярны у туристов. Но есть особняки без фабрик, а есть фабрики с особняками, и они подчас гораздо интереснее.
Речь об особняках богатых фабрикантов. Многие эти особняки расположены прямо на фабриках по лицевой границе. Особняк Нобеля, Гота, Парамонова, Сан-Галли, Сименса, Торнтон, Веге, Брусницыных. Многие из них имеют роскошные интерьеры, не уступающие дворцам императоров. В последние годы проводится большая работа по уточнению статуса этих объектов. Часто они получают статус памятника регионального значения. Например, в этом году такой статус получил крупнейший в нашем городе промышленный памятник – комплекс «резиновой» мануфактуры «Треугольник». Город ждал этого 22 года. Но почти всегда это не простой компромисс.
Промышленный памятник – это, как правило, комплекс из нескольких строений, включая дымовую трубу. Инвестор готов вложиться в реконструкцию, но на своих условиях. Например, на чулочно-вязальной фабрике Керстена инвестор отремонтировал экономически оправданные корпуса в 5-6 этажей, а вот историческую котельную во дворе снёс под устройство автомобильной парковки. Теперь там бизнес- центр, и парковка им очень нужна. А вот архитектурная целостность, а значит и ценность комплекса, пострадала. Похожая ситуация была на «Треугольнике» в начале 2000-х и может повториться вновь в одном из четырёх дворов комплекса.
Другой пример, мебельная фабрика Мельцера. Там снесли 2\3 исторических корпусов, но сохранили здание дирекции и дымовую трубу. Теперь эта труба будет украшением во дворе будущего жилого комплекса. Но наиболее позитивные примеры – это газгольдеры на Обводном канале, там теперь самый большой планетарий в Европе, а также комплекс Главной водопроводной станции архитектора Мерца, где расположен музей «Водоканала». На этих памятниках удалось сохранить не только архитектурные доминанты, но и обойтись без сноса их составляющих. Промышленные памятники удивительны и своим функциональным разнообразием. У той же водопроводной станции открыты для посещения подземные сооружения «медленных фильтров» – это большие арочные галереи на каменных колоннах. Где вы ещё такое увидите? Интерес к промышленным памятникам велик и будет расти. Нужно только умело давать им новую жизнь.
– Проводите ли вы экскурсии на промышленные объекты? Есть ли интерес к ним со стороны общественности?
– Сила в просвещении. Интерес общественности в частности к промышленным объектам большой. Свидетельство тому – множество предложений в Интернете. Есть как легальные, так и нелегальные экскурсии. Например, я экскурсии не вожу. Это прибыльное дело, но у меня иной круг интересов. Я на этом не зарабатываю. Меня больше интересует исследовательская деятельность. Однако роли просвещения я уделяю большое значение.
Так, просвещение стало одной из задач «Информпроекта «Треугольник», который я создал в 2009 году. Сначала это были публикации исторических материалов в открытом доступе. Позже, совместно с городскими библиотеками я начал проводить бесплатные месячные выставки и лекции по истории и продукции завода «Красный треугольник» и фабрики «Красное знамя». Спрос был и остаётся большой. Затем снял несколько короткометражек по истории «Треугольника», завёл блог, где публикую свои исследования по разным фабрикам города. За несколько лет проект качественно вырос. Это привлекло внимание других начинающих исследователей в этой области. Первое время я помогал им, делился опытом, а не так давно принял решение об организации Союза промышленных краеведов – это площадка для обмена опытом и коммуникации. Сейчас в союзе 15 промышленных краеведов со всей страны. Каждый из нас ведёт свои исследования, изучает те или иные заводы. С участниками союза мы совместно провели уже несколько выставок и лекций по заводам «Самсон» и «Светлана». Уверен, наша деятельность полезна городу и интересна горожанам.