Кинокритик Василий Степанов о премии «Оскар-2023»: фильм «Все везде и сразу» удовлетворил всех
В Лос-Анджелесе прошла 95-я церемония вручения премии «Оскар», вызвав по традиции неоднозначную реакцию критиков и телезрителей. Статуэтку за лучший фильм забрал фантастический боевик о замученной жизнью домохозяйке «Все везде и сразу» от режиссеров Дэна Квана и Дэниэла Шайнерта. Признаться, ещё лет десять назад даже в России многие не спали, чтобы посмотреть церемонию. А потом утром с друзьями или коллегами бурно обсуждали итоги. Сейчас рейтинги просмотров неуклонно падают, фильмы почти не обсуждают, а удивление вызывает разве что распределение наград. Одной из причин падения зрительского интереса петербургский кинокритик Василий Степанов называет политизированность и скандальность.
«Рейтинги просмотров падают уже не первый год, и многие сравнивали такую ситуацию с карантином. Помните, два года назад организовали скромную церемонию на вокзале Лос-Анджелеса, тогда ещё возникло много скандалов по поводу того, кто будет вести церемонию. Представительские сложности всегда окружали церемонию, – рассуждает кинокритик. – Но американская киноакадемия устроена таким образом, что она должна чутко реагировать на все политические тренды, как и любая академия, занимающаяся зрелищным искусством».
Вызывает много вопросов неравномерность распределения статуэток. Фильм «Банши Инишерина» называли одним из главных претендентов на золотую статуэтку, но лента не получила ни одной награды. Не менее знаковым событием стал своеобразный провал автобиографической картины Стивена Спилберга «Фабельманы», номинированный сразу на семь наград, в том числе за лучший фильм и лучшую режиссуру. Награду за лучшую женскую роль многие прочили Кейт Бланшет, сыгравшей в фильме Тодда Филда «Тар» всемирно известного дирижера.
«Мне кажется странным, что один фильм взял так много наград, но в то же время в этом видится и что-то знаковое, потому что фильм удовлетворяет всех: он и смешной, и массовый, все выглядит так, как будто академия стремится приблизиться к массовому зрителю. В фильме есть философские рассуждения о ценности жизни, переплетение большого количества жанров, смех, слезы, и это, наверное, делает кино неизменно коммерчески успешным», – говорит Василий Степанов.
«Очевидный тренд будущих кинопремий – политизированность. Просто потому что «Оскар» не может игнорировать политические и экономические процессы, которые существуют в мире и которыми интересуется публика», – уверен собеседник издания.
Впрочем, политизированность и премия «Оскар» всегда шли рука об руку. В 70-е Марлон Брандо отказался от премии, чтобы поддержать права коренного населения США. На сцену вместо актера вышла активистка Сачин Литтлфизер. Она произнесла речь, написанную актером в поддержку индейцев. Тогда часть публики над девушкой посмеялась, но впоследствии многое в культуре премии поменялось. И то, что раньше казалось странным и смешным, стало нормой, в том числе политические высказывания и даже борьба с глобальным потеплением.
И ещё немного о наградах
Обладателем статуэтки «Оскар» за лучшую мужскую роль стал Брендан Фрейзер (главная роль в драме «Кит» Даррена Аронофски), премию за лучшую женскую роль киноакадемия вручила Мишель Йео, сыгравшую главную роль в ленте «Все везде и сразу».
Лучшими режиссерами признали Дэна Квана, Дэниэла Шайнерт также за фильм «Все везде и сразу», лучший фильм на иностранном языке – «На Западном фронте без перемен» немецкого режиссера Эдварда Бергера. «Оскар» за лучший короткометражный документальный фильм получили «Заклинатели слонов» режиссеров Картики Гонсалвес и Гунит Монга. В этой категории был номинирован также фильм «Выход» якутских режиссеров Максима и Евгении Арбугаевых о моржах в Чукотском море.
За лучшие визуальные эффекты премию вручили фильму «Аватар: Путь воды» Джеймса Камерона , за лучший звук – «Топ Ган. Мэверик».