
«Твоя страна – это и твои солдаты»: Полина Агуреева – о своем спектакле «Живые и мертвые. Солдатами не рождаются»
– Полина Владимировна, один из зрителей спектакля признался, что давно не видел такого единения зала и сцены. Вы это чувствовали?
– Это чувствуешь, когда ты актер, здесь я выступала в роли режиссера. Но то, что в зрительном зале собрались единомышленники, – да, я это ощущала. В Волгограде нам помогала сама атмосфера, сам город, холод. Мы с актерами как будто жили судьбами своих героев, посетили Мамаев курган, ходили по улицам города.
Но два премьерных показа я воспринимаю только как начало работы. Это не окончательный результат. Я привыкла, что наш мастер – Петр Наумович Фоменко – репетировал по полгода, чтобы сделать что-то по-настоящему. А здесь мы готовили спектакль в невероятно сложных условиях, времени было мало.
Приходилось работать по 15 часов в день – без еды и без воды. Я очень благодарна актерам за такой труд.
– Петербургский критик Ирина Павлова написала, что либеральное театральное сообщество сделало все, чтобы на спектакль зритель не пришел, анонсов и публикаций не было. Но едва люди узнали о спектакле, билеты раскупили за три дня.
– Да, сработало то, что раньше называлось «сарафанным радио». Я не вхожа в интернет-пространство, меня нет ни в одной из социальных сетей. Но, думаю, именно после поста Ирины Павловой люди узнали о нашем спектакле. Спасибо ей огромное за это. Мы ведь в Москве сначала даже не могли найти сцену! Театр Российской армии, например, отказал нам в аренде. В итоге площадку дал Театр им. Н.В. Гоголя. И когда я увидела там полный зал… Честно скажу, была удивлена.
– Почему для вас было важно поставить спектакль о той войне?
– Потому что Великая Отечественная война – одна из самых трагических и одновременно героических страниц нашей истории.
На мой взгляд, забывать это безнравственно. А сейчас девальвированы многие понятия, Великую Победу в этой войне и празднование 9 Мая называют «победобесием». И происходит это в самый сложный момент – когда страна в беде, когда нужно ее поддерживать и быть рядом с нашими солдатами. Именно в этот период вдруг оказалось, что для многих уже не существует понятия «Родина». А у меня двое сыновей, и я хочу, чтобы у них это слово было нагружено изначальным смыслом.
– В какой момент у нас стало неудобно говорить, что ты любишь свою Родину?
– Я думаю, что это была планомерная работа. Она давно велась, лет тридцать как минимум, постепенно: сначала парады Победы кому-то не нравились, потом сам праздник 9 Мая, потом уже и война стала «не такой однозначной», из Великой Отечественной превратилась во Вторую мировую… Это же типичное окно Овертона.
Если потихонечку вбрасывать в общество какие-то идеи, даже самые разрушительные, они начинают проникать в сознание, работать. В данном случае уничтожали память народа. Посмотрите, у нас же массово издавались книжки Понасенкова и Акунина, которые абсолютно перевирали историю страны!
– Как в новом поколении воспитать чувство любви и уважения к своей стране?
– Это огромная и необходимая работа. Только вот проблема: это не должно быть профанацией.
Когда мы репетировали спектакль по Симонову, то постоянно повторяли: это наш тест на подлинность. Нам было важно, чтобы в этом не было фальши и ложного пафоса. В нашей истории достаточно событий, которыми русский человек может по праву гордиться.
И Великая Отечественная война, безусловно, одно из таких событий. Проблема в том, что многие молодые люди не знают о них.
– Что для вас патриотизм?
– И простое, и одновременно очень сложное явление. Это любовь к Родине. Но это и твой менталитет, и пространство, в котором ты родился и живешь, и культура, и история, и чувство сопричастности. Почитайте у русских философов – о соборности и о жертвенности русского человека. Умозрительно это не понять. Есть такая фраза: «Культура может быть только завоевана». Тобой лично, всем твоим существом прочувствована и завоевана. Как нельзя умозрительно прожить жизнь, так же невозможно умозрительно прожить культуру, историю и само понятие «чувство Родины».
– Получается, это путь, который каждый человек должен пройти сам?
– Да, но на этом пути человеку нужно помогать. Если человека что-то тронет до глубины души, если на спектакле о войне он заплачет – значит, есть надежда.
– Вы изменились за этот год?
– Конечно! А как можно было не измениться? Достаточно было один раз съездить в Донбасс. Меня там поразили молодые люди. Мой муж Федор Малышев снял про них документальный фильм «Быть молодым». Если будет возможность, посмотрите.
– Вы сказали, что вернулись из Донбасса спокойной и уверенной в своей позиции. Какие-то слова коллег могут лишить вас этого ощущения?
– Нет, не могут. Конечно, больно, когда коллеги, с которыми ты много лет дружила, выпускала спектакли, теперь здороваются сквозь зубы.
За то, что ты поехала к людям, которым тяжело! Я разве утверждаю, что у нас в стране все идеально? Мне тоже не нравится очень многое. Но это не повод не поддерживать свою страну в такой тяжелый период.
Во время интервью у Вячеслава Манучарова я упомянула страшный рассказ девочки, с которой встретилась во время поездки в Донбасс. Она была из Лисичанска, а я в интервью от волнения оговорилась и вместо Лисичанска назвала Николаев. Как же на меня набросились! Им важно за слово зацепиться, а то, что таких историй очень много, что там зверства происходят, – это безразлично.
Или иногда я слышу: «Ой, ну сколько там погибло, разве много?» А много – это сколько? Сколько детей в Донбассе должно погибнуть, чтобы это было для вас достаточным? Это какая-то высшая степень цинизма. Когда я в столичной творческой среде слышу подобные разговоры, у меня появляются самые апокалиптические мысли.
Слава богу, среди моего близкого окружения, в том числе среди актеров нашего театра (Мастерская Петра Фоменко. – Ред.), очень много людей с гражданской, патриотичной позицией.
– Какая сейчас главная задача у человека культуры?
– Не быть фальшивым. Поддерживать свою страну. Потому что твоя страна – это и твои солдаты, которые за тебя воюют и умирают.
Полина Агуреева родилась 9 сентября 1976 года в Волгограде. Известна по работам в таких картинах, как «Ликвидация», «Исаев», «Долгое прощание», «Куприн. Яма». В 2019 году ей присвоили звание заслуженной артистки РФ.