Яндекс.Метрика
  • Алексей Мавлиев

Валерий Береснев: «Хотелось бы стимулировать и возможностью получения большего дохода»

Директор «Фонда развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге» Валерий Береснев рассказал «Петербургскому дневнику» о поддержке, которую город готовит для самозанятых, помощи дизайнерам, ремесленникам и социальному предпринимательству
Фото: Дмитрий Фуфаев/«Петербургский дневник»

– В Петербурге действует развитая сеть организаций инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса, а также самозанятых. В чем главное отличие Фонда развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге от других структур поддержки бизнеса?

– Да, в Петербурге создана и успешно работает экосистема по поддержке и стимулированию роста малого и среднего бизнеса и самозанятых. Мы на самом деле работаем как единый общий механизм. Центр развития и поддержки предпринимательства может гордиться городским акселератором, который является единой точкой входа для оказания цифровых сервисов. Фонд содействия кредитованию малого и среднего бизнеса ориентирован на льготную выдачу финансирования под 1 процент годовых до пяти миллионов рублей предпринимателям. Центр поддержки экспорта помогает выводить товары на внешние рынки бизнесу города. А мы – важное звено в этой системе, ведем многопрофильную поддержку предпринимателей из таких сфер, как социальный бизнес, ремесленничество, экотуризм, народно-художественные промыслы, креативные индустрии, а с 2023 года также оказываем адресную поддержку самозанятым Санкт-Петербурга.

В этом году силами центров, функционирующих под эгидой центров «Мой бизнес», Фонд окажет помощь трем тысячам предпринимателей, самозанятым и физическим лицам, желающим открыть свое дело.

– Будет ли расширяться сеть центров «Мой бизнес»?

– Хороший вопрос. Сейчас в проактивном режиме работают два центра «Мой бизнес» – Центр инноваций социальной сферы и Центр народно-художественных промыслов, ремесленной деятельности, сельского и экологического туризма. Первый ориентирован на социальное предпринимательство. Второй – на ремесленничество. Но уже в этом году мы запустим новый центр, в орбите которого будут самозанятые Петербурга. В чем будет его главная ценность? Прежде всего, в систематизации сведений о самозанятых в творческих профессиях из таких бизнес-ниш, как реклама, SMM, дизайн, бьюти-сфера, ремесленничество. На начало года в городе статус самозанятого у более 430 тысяч петербуржцев. Численность самозанятых в Петербурге больше, чем количество МСП. Мы перед собой ставим задачу «дорастить» часть активных, экономически стабильных самозанятых до более крупных организационно-правовых форм. Я понимаю, что перевести всех мы не можем, поэтому помогать будем тем, кто создает реальную добавленную стоимость и нацелен на масштабирование. Так, мы не ставим себе цель замотивировать на предпринимательство того, кто, например, сдает в аренду квартиру. А вот работать с дизайнерами, ремесленниками или занятыми в индустрии красоты можно и нужно.

– Налоги у самозанятых ниже, у предпринимателя – еще и пенсионные, страховые отчисления. Что взамен?

– Во-первых, есть альтернатива – патент. Его можно использовать по определенным направлениям деятельности, во многом схожими с теми, которыми занимаются самозанятые. По патенту оборот – до 60 миллионов рублей в год. А у самозанятых – 2,4 миллиона.

Я хочу сказать, что максимальный оборот в 2,4 миллиона рублей для них – далеко не предел, можно спокойно превысить эту величину.

Вдобавок вместе с Комитетом по промышленной политике, инновациям и торговле мы работаем над послаблениями налогового бремени для тех самозанятых, кто будет переходить на упрощенную систему налогообложения. Возможно, что ставка для них будет самая минимальная – один процент либо вообще мораторий на уплату региональной части налога от полугода до года.

Хотелось бы стимулировать не только послаблением налогового бремени, а еще и возможностью получения большего дохода. Самозанятые не могут участвовать в госзакупках, наниматьперсонал, чтобы привлечь новые заказы. Наша цель – предоставить самозанятым возможность зарабатывать больше, содействуя генерации спроса на их продукцию.

– Какие услуги наиболее востребованы у бизнеса в нынешних реалиях?

– Если брать по отраслям, то основным и наиболее популярным направлением деятельности Центра инноваций социальной сферы является работа по увеличению количества социальных предприятий, распространение информации о социальном предпринимательстве и помощь в получении государственных мер поддержки. В этом году центр берет курс на очень важное направление предпринимательской деятельности – сферу дополнительного образования. Цель – помочь максимальному количеству предпринимателей, осуществляющих деятельность в данной сфере, в получении необходимой лицензии, включении в реестр социальных предприятий и получении субсидий от профильного комитета на возмещение затрат, связанных с оплатой труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр и игрушек.

В Центре народно-художественных промыслов, ремесленной деятельности, сельского и экологического туризма в прошлом году большим спросом пользовались услуги по обеспечению участия предпринимателей и самозанятых в городских выставках, таких как «Авторские штучки», «Сокровища Петербурга», новогодние ярмарки в «Пассаже» и «Галерее». В 2023 году мы намерены расширить перечень не только региональных, но и федеральных выставок и увеличить количество участников, которым будет оказана поддержка.

В июне 2023 года во второй раз будем отмечать новый профессиональный праздник День народных художественных промыслов. К этому событию Центр организует первый городской Форум, в котором примут участие мастера народных художественных промыслов и ремесел Петербурга.

– Немного странно звучит сочетание слов «ремесленничество» и «Петербург».

– Кто бы что ни говорил, но в Петербурге это направление развивается. У нас много талантливых людей. По нашим оценкам, в городе насчитывается около 10 тысяч предприятий и самозанятых, которые самореализуются от рукоделия до производства фарфоровых изделий. Ремесленничество в Петербурге – это аутентичная, интересная продукция вкупе с высокой добавленной стоимостью ручного труда.

– Как изменились подходы к антикризисной поддержке бизнеса от «пандемийных» до «санкционных»?

– Меры противостояния пандемии коронавируса строились на системной поддержке ряда отраслей экономики, наиболее пострадавших от обвала потребительской активности. В условиях санкционного давления приоритет сфокусирован на финансовых и налоговых преференциях, снижении административной нагрузки на бизнес, оказавшийся в зоне риска. Участие малого и среднего бизнеса в госзакупках. Поддержка импортозамещения и IT-сферы.

Важно, что, несмотря на трудное время, поддержка малого предпринимательства остается в федеральной и региональной повестке. Сама система поддержки гибкая и постоянно совершенствуется: разрабатываются новые меры поддержки бизнеса и усиливается межрегиональное сотрудничество.

– Стремится ли бизнес занять освободившиеся после ухода иностранцев ниши?

– Отвечу на примере проекта «Петербургский дизайн». Уход с отечественного рынка зарубежных fashion-брендов дал возможность реализовать механизмы импортозамещения и обеспечить нашему потребителю релевантный и разнообразный ассортимент. Проект успешно стартовал в 2022 году и продолжается в этом. Сейчас мы находимся на стадии сбора заявок.Приглашаю петербургских дизайнеров и производителей легкой промышленности присоединиться к проекту. В этом году поставлена задача – вывести «Петербургский дизайн» на стабильную проектную мощность. Планируем привлечь более 100 локальных брендов, а также провести новое для города событие  –Open-air фестиваль «Креативный Петербург».

– Как оцениваете промежуточные результаты проекта «Петербургский дизайн»?

– За четыре месяца, начиная с октября 2022 года,107 дизайнеров Санкт-Петербурга стали резидентами проекта.По итогу сгенерировано свыше 20 миллионов рублей выручки. Еще один важный положительный результат: дизайнеры, благодаря размещению в торговых центрах города получили новый канал продаж. Большинство из них до этого работали в интернете, через собственные социальные сети, «сарафанное радио», иногда – маркетплейсы, и никогда в жизни не занимались офлайн-продажами. Также немаловажен аспект с горизонтальными связями: дизайнерам удалось создать активное городское комьюнити, сообщество профессионалов и экспертов из сферы моды и легкой промышленности. Я не единожды присутствовал на их бизнес-завтраках, видел там, как дизайнеры разбирают проблемы, с которыми каждый столкнулся в течение недели, делятся опытом, подсказывают, где лучше поставщик пуговиц, а где можно, например, приобрести альтернативные ткани, и так далее.

– Какие ставите для себя и коллектива цели развития?

– Мы должны делать то, что у нас хорошо получается, а именно: помогать бизнесу в становлении и развитии на всех этапах его жизненного пути. Перед Фондом на этот год стоят многопрофильные задачи. В числе приоритетов – наращивать опыт центров по оказанию помощи бизнесу, синхронизировать запросы бизнеса с возможностями инфраструктуры поддержки, оказывать максимум услуг по принципу полного цикла, «под ключ», чтобы предприниматель смог получать вопросы и поддержку сразу по нескольким вопросам.

– До того, как возглавить Фонд развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге, вы возглавляли Фонд поддержки предпринимательства Ленинградской области. Специфика в целом одна – возможности разные. В плане поддержки бизнеса есть ли Петербургу чему поучиться у Ленобласти?

– В этом вопросе регионы скорее союзники. В Санкт-Петербурге и Ленобласти доля занятого населения в малом бизнесе достаточно высокая. На 1 января в Санкт-Петербурге – 357 647 компаний, в которых занято 1 050 691 житель города, а в Ленобласти – 72 655 субъектов МСП, которые дают работу порядка 165 тысячам человек.

Петербург занимает лидирующие позиции по численности самозанятых в России. Помог специальный налоговый режим. Мы на третьем месте в России по числу самозанятых. Хороший рекорд! Этот результат без ложной скромности можно положить в копилку институтов развития малого и среднего бизнеса в городе. С учетом новых вызовов перед нами стоит задача вырастить самозанятых до более крупных организационно-правовых форм предпринимательской деятельности. Это не просто масштабирование, это инструмент «умного» выращивания – с пользой как для предпринимателей, так и для экономики города. Ленобласть таких задач не ставит.

– Есть ли проблемы у малого бизнеса, характерные для обоих регионов?

– Есть проблемы, для малого бизнеса одинаковые для всех регионов. И связаны они с начальным капиталом, нехваткой оборотных средств, высокой арендной платой и т. д. Однако зачастую многие вопросы можно решать в том числе с помощью нефинансовых мер поддержки, которые представляют собой полезные инструменты как на этапе старта бизнеса, так и с целью его развития, например услуги по разработке бизнес-плана, консультации профильных экспертов, тематические образовательные курсы.