Есть ли жизнь на намыве: местные жители рассказали о плюсах и минусах
В 2006 году в Санкт-Петербурге стартовал масштабный проект «Морской фасад» по намыву и застройке 476 гектаров на Васильевском острове. Девелоперы обещали построить суперсовременный район, аналогов которому в нашем городе нет. Несмотря на то что план выполнен лишь на треть, новый район все же появился. «Петербургский дневник» выяснил у местных жителей, какого жить в столь особенном месте.
Комфорт у центра
Несмотря на то что жилье на Васильевском острове – удовольствие дорогое, первых жителей застройщики заманивали именно ценами.
«Я купила квартиру на намыве в 2018 году, когда цены на жилье начали стремительно расти. Буквально за месяц до этого один из моих друзей купил хорошую однушку в центре города за четыре миллиона рублей. Я воодушевилась и тоже начала смотреть квартиры в Центральном районе, однако за те же деньги мне предлагали только убитые студии с дырами в полу. Тогда-то я и обратила внимание на намыв: жилье там продавалось по цене квадратных метров в Кудрово. Я хотела иметь петербургскую прописку и жить как можно ближе к центру. В Петербурге больше нет районов комплексного освоения, в которых можно сесть на автобус №100 и через 20 минут оказаться на площади Труда или на троллейбус №9 и через 15 минут выйти на Петроградке», – рассказала Вера Лаговская.
Помимо этого, девелоперы обещали масштабное благоустройство, равных которому в Петербурге нет. И в целом не обманули.
«До покупки жилья я была на намыве, и мне очень понравились красивые современные дворы с деревянными качелями. После того как я въехала в свою квартиру, выяснила, что благоустройство в нашем ЖК даже лучше, чем я думала: много цветов и зелени, у каждого дома декоративные бассейны, наполненные водой и белыми камушками. У нас катаются гольф-кары, которые можно бесплатно вызвать, чтобы, например, добраться от магазина до дома с тяжелыми сумками», – рассказала Вера Лаговская.
Кроме того, жилье на намыве изначально строились с расчетом на маломобильные группы населения: подъезды, магазины и прочие здания находятся на одном уровне, благодаря чему там легко может проехать любая коляска. Впрочем, на данный момент полноценно благоустроены только территории жилых комплексов.
«Я специально искала жилье у воды, чтобы мы всей семьей могли гулять по набережной. Финский залив у нас в зоне видимости, однако из-за того, что территория не благоустроена, гулять там мы не можем. Нам очень не хватает хорошего общественного пространства. Насколько я знаю, по планам оно должно появиться, так что ждем», – рассказала Анна Селина, которая вместе с семьей живет на намыве два года.
Вера Лаговская добавила, что в рекламных буклетах часто говорится, что на намыве есть целый сосновый парк. «На пустыре между жилыми комплексами застройщик высадил какое-то количество сосен, но уже видно, что не все деревья прижились. Надеюсь, что посадки возобновятся, и у нас действительно будет парк. Вообще, я очень надеюсь, что пусть через несколько лет, но застройщики все-таки закончат с благоустройством, и красиво будет на территории всего намыва», – рассказала она.
Не дороги, а направления
Виталий Баранов, живущий на намыве почти пять лет, добавил, что там не хватает дорожной инфраструктуры. «Там, где дороги есть, нет светофоров и пешеходных переходов, что, конечно, очень неудобно. Социальный транспорт охватывает далеко не всю территорию намыва. С парковкой проблем у нас пока нет – я, как и многие мои соседи, оставляю машину на пустыре, где когда-то должна появиться школа. Куда мы будем ставить машины, когда стройка все-таки начнется, я не знаю», – сказал он.
Анну Селину также беспокоит парковка. «У нас недалеко стихийная неблагоустроенная парковка, в дождь или снег там просто не пройти. Застройщик готов ее благоустроить при условии, что она станет платной, однако подавляющее большинство моих соседей на это не согласны», – пояснила она.
Отметим, что городские власти знают об этих проблемах и даже знают, как их решить. В частности, в октябре прошлого года компания «Буер» выиграла аукцион и намерена построить порядка 15 километров улично-дорожной сети с тротуарами, остановочными пунктами, велодорожками и парковками. К ноябрю 2025 года будут окончательно готовы проспект Крузенштерна, улицы Лисянского, Челюскина, Гончарова, Айвазовского и Чирикова, а также бульвар Александра Грина, Вилькицкий бульвар и так далее. Если застройщик выполнит свои обязательства, то о транспортных проблемах жители района забудут.
Ждите, идет строительство
Впрочем, главная проблема намывных территорий – недостаток социальной инфраструктуры.
«У меня трое детей. Двое старших ходят в школы за пределами намыва, а младший – последний год в детском саду на Морской набережной, который был построен пару лет назад. Это тоже, в общем-то, намывные территории. Очень хотелось бы, чтобы все дети ходили в одну школу на намыве», – рассказала Анна Селина.
Дочь Виталия Баранова ходит в детский сад «Земля и вселенная» на намыве.
«Детский сад нам очень нравится, там много занятий, хорошие воспитатели. Так что мы планируем отдать дочку в гимназию «Земля и вселенная». Она находится не на намыве, однако многие говорят, что это очень хорошая школа, поэтому мы и хотим отдать дочь туда. Тем не менее мы все равно ждем, когда на намыве появится своя школа – должен быть запасной вариант», – рассказал он.
«До ближайшей поликлиники мне примерно полчаса ходьбы. Лично меня это устраивает, однако, полагаю, людям с детьми не очень удобно», – добавила Вера Лаговская.
Смольный давно ведет борьбу с нехваткой социнфраструктуры в разных районах города, и для намыва уже найдено решение. По данным Комитета по строительству, уже достигнуты договоренности с пятью застройщиками о создании на намыве семи школ на 4760 мест, 11 детских садов на 1525 мест и поликлиники на 800 посещений в смену.
Один из девелоперов уже начал строить общеобразовательную школу на 685 детей. Школа будет не простой, а со спортивным уклоном, поэтому в проекте два бассейна, два спортивных зала и футбольное поле с многочисленными площадками. Девелопер намерен передать образовательное учреждение на баланс города в 2025 году.
Стоит отметить, что намыв новых территорий продолжается. К 2034 году там будет еще 143 гектара земли. Девелопер еще на старте проекта заявил о намерении построить инженерную, транспортную и социальную инфраструктуру, озеленить 43 гектара земли, благоустроить около 1200 метров набережной реки Смоленки и 2100 метров набережной Финского залива.
«Мы построим не только внутриквартальные дороги, но и магистрали районного значения: уже запроектировано продолжение набережной Макарова и проспекта Крузенштерна», – рассказали в пресс-службе девелопера, который реализует проект.
Кроме того, в новом квартале также будет царить безбарьерная среда, чтобы жителям с ограниченными возможностями было комфортно.
Впрочем, власти давно не верят девелоперам на слово, поэтому и обязали согласовывать проекты с Градостроительной комиссией Санкт-Петербурга, которая следит за тем, чтобы жилье и социальная инфраструктура возводились синхронно. По сути, теперь застройщик не сможет оставить строительство детсада «на потом».
Прекрасное далеко?
Опрошенные «Петербургским дневником» жители намыва сходятся во мнении, что большая часть проблем связана с тем, что проект до конца не реализован.
«Очень хочется дожить до момента, когда все застройщики и городские власти выполнят все свои обещания, чтобы вся территория намыва превратилась в комфортный для жизни архитектурный ансамбль», – сказал Виталий Баранов.