Яндекс.Метрика
  • Нина Астафьева

Приставы Петербурга рассказали, как наказать коллекторов за звонки с угрозами

С 2020 года количество жалоб на их некорректные методы работы неуклонно растет

Петербургские судебные приставы защитили должника, настрадавшегося из-за коллекторского агентства. Выбиватели долгов нарушили закон «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности» и закон «О микрофинансовой деятельности», а конкретно говоря: проявили слишком большую фантазию, составляя угрожающие послания. «Петербургский дневник» заинтересовался, в каких выражениях микрофинансисты требовали свои деньги, а также: что нужно делать, если коллекторы перегнули палку?

Будущему должнику, 33-летнему Дмитрию, не повезло попасть в ДТП на каршеринговой машине. Намереваясь совершить разворот, молодой человек выехал на встречную полосу на красный свет, где и произошло столкновение. Когда компания посчитала ущерб, арендатору выставили счет на 332 тысячи, оплачивать который тот не пожелал. Далее – коллекторы и многочисленные сообщения, «тон которых вскоре изменился с информационного на уничижительный». Так историю описывает служба судебных приставов. Кстати, суда в этой истории не было: деньги требовали в соответствии с арендным договором.

Коллектор присылал по 5-6 голосовых сообщений в день, правда, не ежедневно. За февраль 2022 года их набралось 22. А закон, принятый в 2021 году, четко регламентирует: донимать должника можно не более двух раз в сутки, не более четырех раз в неделю, не более шестнадцати раз в месяц. А еще: ему нельзя присылать фразы: «Вы своей головой думаете?», «Дела Ваши плохи», «Будем Вас отчитывать перед семьей, будете стоять и смотреть в пол, разглядывать свои носки», «Для обнаружения мы можем даже привлечь Росгвардию и полицию». Никакого мата, никаких ночных звонков – но и этого было достаточно, чтобы квалифицировать послания как «психологическое давление», а  угрозы привлечь для поимки Росгвардию как «введение в заблуждение».

Все это давало повод, чтобы возбудить в отношении коллекторов административное производство и назначить штраф в 60 тысяч рублей. Конечно, деньги эти пойдут не должнику, а в казну, но случай все равно показательный: агентство, так и не получив своих трехсот тысяч, потеряло вдобавок пятую часть этой суммы.

Начальник отдела ГУФССП Юлия Морозова рассказала, как следует жаловаться на чересчур настойчивых коллекторов. «Обращение можно отправить в Главное управление службы судебных приставов двумя способами – по почте и через портал «Госуслуги», – говорит специалист. – В обязательном порядке предлагается предоставить скриншоты смс-сообщений, аудиозаписи телефонных переговоров, детализацию по абонентскому номеру, подтверждающую их поступление. В детализации необходимо будет отметить звонки и сообщения нарушителя, что позволит их отделить от личной переписки и звонков. Впрочем, предоставление дополнительных документов является правом гражданина, а не его обязанностью. Параллельно такие же сведения запрашиваются у кредитора».

С 2020 года количество жалоб на некорректные методы коллекторов неуклонно растет, тем более что два года назад вступил в силу закон, четко оговаривающий количество и содержание коллекторских сообщений. В 2020 году в Главное управление поступила 2481 жалоба, из которых 221 была признана обоснованной, так что виновники получили административное наказание. В 2021 году их количество уже было 2744 и 231 соответственно. В 2022 году поступило 2881 обращение и, несмотря на действующий мораторий по проведению контрольных мероприятий, составлено 237 протоколов. Об этом «Петербургскому дневнику» рассказала пресс-секретарь управления ФССП Елена Ленчицкая.

Всего в Петербурге действует 21 официальное коллекторское агентство. Между тем, их положение в ближайшие годы может еще больше осложниться. В декабре Дума в первом чтении приняла закон, который с первого марта 2024 года еще больше ужесточит требования деятельности коллекторов. Профессиональные коллекторские организации будут записаны в специальный реестр, куда запишут и все МФО, содержащие, как правило, свой штат коллекторов. Все разговоры с должниками будут идти под запись и с ведома судебных приставов: те, в частности, должны будут удостовериться, что у коллектора есть звукозаписывающее оборудование.

Депутаты Госдумы неоднократно предлагали вообще запретить коллекторские агентства. Инициатива была поддержана населением: по оценкам портала SuperJob, 79 процентов россиян высказались за тотальный запрет. Тем не менее пятая часть населения сознает: после запрета бизнес по выбиванию долгов никуда не денется, но уйдет в тень и станет по-настоящему криминальным. Нынешние коллекторы по сравнению с теми, что действовали еще пять лет назад, выглядят вполне безопасно.