Яндекс.Метрика
  • Владислав Вовк

В Петербурге открылась выставка, где можно увидеть личную печать отца графа Дракулы

И другие документы XII-XIX веков
Фото: Александр Глуз/«Петербургский дневник»

В Санкт-Петербургском институте истории РАН открылось выставочное пространство, где представлены извлеченные из фондов подлинные западноевропейские и российские документы XII-XIX веков.

И самое главное, что многие из экспонатов имеют прямое отношение к известнейшим историческим личностям. В том числе и к таким, о которых сложены неувядающие легенды. При этом сам зал, с аскетичной обстановкой и выдержанный в глухом черном цвете, где выставлено около 150 раритетов мирового уровня, тоже связан с именем выдающегося человека. И название поэтому получил, говорящее само за себя, – Палеографический кабинет академика Николая Петровича Лихачева.

Лучшее из лучшего

Создавая это выставочное пространство, сотрудники Института истории преследовали две цели. Во-первых, восстановить историческую справедливость, отдав дань памяти этого русского историка, генеалога, библиофила и крупнейшего в дореволюционной России коллекционера памятников письменности. Ведь даже само здание, где сейчас располагается Институт истории, было когда-то, по сути, одним огромным Палеографическим кабинетом, в котором хранилась внушительная коллекция Лихачева.

«Этот музей являлся в свое время крупным научно-исследовательским и образовательным центром для историков и филологов, – подчеркнул директор Института истории РАН Алексей Сиренов. – При этом коллекция была настолько обширной, что каждой теме было посвящено по нескольку залов».

Тем более что часть коллекции Лихачева как раз и послужила основой архивного собрания Института истории. К примеру, только письменных памятников того же Средневековья, собранных академиком, насчитывается около 30 тысяч единиц хранения.

Фото: Александр Глуз/«Петербургский дневник»

В открытом доступе

Ну а вторая причина воссоздания Палеографического кабинета заключается в развитии научно-просветительских традиций, заложенных Николаем Петровичем. Ведь редчайшие памятники письменности представлены теперь, как и во времена Лихачева, в режиме открытого доступа. То есть они хоть и находятся на хранении, но не «спрятаны» на архивных полках, а доступны всем, кто интересуется данной темой.

Немаловажно и то, что этот проект был воплощен в рамках проекта «История письма европейской цивилизации», поддержанного Министерством науки и высшего образования.

«Одна из целей этой программы – изучение развития русской письменности и документов в контексте западноевропейских традиций, – пояснил Алексей Сиренов. – Нам было важно понять степень их взаимного влияния, воздействия и становления».

Тем более что возможностей для сравнения, изучения и удивления в открывшемся Палеографическом кабинете более чем предостаточно. К примеру, в разделе, посвященном русским памятникам письменности, есть, так сказать, тематический блок, где представлены уникальнейшие документы XIV-XV веков, относящиеся к Великому княжеству Литовскому и Молдавии.

«Хотя эти государства были очень близки Московскому царству и их документы написаны на схожих языках, это все-таки другая Русь, – подчеркнул в беседе с «Петербургским дневником» директор Института истории РАН. – И поэтому крайне интересно и познавательно следить за развитием их письма и документов».

Примечательно, что среди экспонатов можно увидеть подлинную грамоту с внушительной по размерам личной печатью самого… Дракулы. И хотя речь идет не о князе Валахии Владе III (ставшем прототипом знаменитого вампира), а о его отце Владе II, документ не теряет исторической значимости. В том числе и потому, что папа Дракулы носил такое же прозвище и отличался таким же суровым характером.

Фото: Александр Глуз/«Петербургский дневник»

Между Западом и Востоком

Что же касается чисто русских памятников письменности, то особого внимания заслуживают рукописные новгородские грамоты, а также самые первые в России печатные документы, появившиеся в Петровскую эпоху и послужившие основой для создания канонов и форм отечественного делопроизводства. Причем один из патентов дает возможность оценить каллиграфические способности императора Петра I, поставившего свою визу под печатным текстом.

Крайне любопытен и фрагмент государственного документа из приказной палаты в Якутии, где под формуляром подписались представители коренного населения, начертав вместо своих имен и фамилий изображения животных, являвшихся символами родовых кланов. Это служит ярким примером того, как внутри кириллической традиции некоторые народы России развивали уже свою письменность.

Немало впечатляющих экспонатов представлено и в разделе западноевропейских памятников. Так, в одной из витрин можно увидеть свинцовые печати римских пап XIV-XVI веков, а также подлинные документы с личными подписями Микеланджело, Бенджамина Франклина, Джузеппе Гарибальди, Наполеона Бонапарта (этот автограф весьма ценен тем, что «величайший из французов» крайне редко писал письма своей рукой), Исаака Ньютона (расписка о том, что знаменитый ученый получил взятые у него в долг деньги сполна), Шарля Перро, Александра Дюма-отца, Джоаккино Россини.

Есть и такой во всех смыслах примечательный финансовый документ 1375 года из Флоренции – первый в мире пример ведения двойной бухгалтерии (такие фокусы придумали именно флорентийские купцы).

Иными словами, посмотреть в Палеографическом кабинете есть на что. Тем более что посетить его могут не только исследователи и ученые, но и студенты, школьники и просто интересующиеся данной темой.

Экскурсии планируется проводить по специальному расписанию и предварительной записи. Вся соответствующая информация будет размещаться на сайте Института истории.

ФАКТ:
Институт истории РАН (СПбИИ РАН) – главный научно-исследовательский и экспертный центр страны в области отечественной истории. В настоящее время здесь трудятся более 160 научных сотрудников, докторов и кандидатов наук.

«Мы сочли своим долгом восстановить, пусть пока и в небольшом формате, Палеографический кабинет Николая Петровича, где представили наиболее интересные памятники письменности Средневековья и Нового времени», Алексей Сиренов, директор СПбИИ РАН