Яндекс.Метрика
  • Мария Мельникова

Семья и работа на доску: акробаты «Адаманта» рассказали, каково быть вместе 24/7

Коллектив расстается только на время отпуска
Фото: Александр Глуз/«Петербургский дневник»

Слаженная работа важна для любого коллектива, но для циркового – особенно, ведь ошибка одного артиста может загубить не только номер, но и здоровье коллег. Артисты не просто работают, но и фактически живут вместе, расставаясь лишь на время отпуска. Как при таком тесном общении сохранить отношения и наладить личную жизнь, рассказали акробатки на подкидных досках из коллектива «Адамант» под руководством Сергея Сопрыкина. Артисты до середины января будут выступать в Большом Санкт-Петербургском государственном цирке, который часто называют именем его основателя Гаэтано Чинизелли.

Публикация сделана в рамках специального проекта «Петербургского дневника» к 145-летию Цирка Чинизелли.

Сначала они были вдвоем

Люди, далекие от цирка, слабо представляют себе, чем занимаются акробаты на подкидных досках. Между тем, это один из самых сложных и зрелищных цирковых жанров, ведь артистам в прямом смысле приходится летать, причем без каких-либо подручных средств виде трапеции, кольца или проволоки. Они взбираются на качели типа весы, коллеги прыгают в противовес, и вот уже артист крутит в воздухе сальто, садится на шпагат, а приземляется либо на манеж, либо на плечи к товарищу. В одном таком номере всегда участвует с десяток человек, и действия каждого тщательно выверены, ведь одно неверное движение – и номер посыплется, а кто-то из артистов получит травму.

Коллектив акробатов на подкидных досках «Адамант» под руководством Сергея Сопрыкина появился в 2020 году. Впрочем, его история началась еще в 2009-м, когда Юлия и Сергей начали выступать вместе.

«Мой муж изначально работал акробатом на подкидных досках, я же еще со времен цирковой студии, куда ходила с восьми лет, планировала заниматься жонглированием, а также игрой «Диабло», во время которой раскручивают специальные катушки на нитках. Артистам из разных жанров сложно строить отношения: не всегда есть возможность гастролировать вместе, поэтому я начала осваивать подкидные доски. Первый трюк я репетировала месяца три-четыре. Проработав несколько лет вместе, мы решили собрать собственный коллектив», – вспоминает 36-летняя Юлия Сопрыкина.

Собрать большой цирковой коллектив из десяти человек – задача непростая. Во-первых, потому что, как говорилось выше, жанр не из простых. Во-вторых, люди должны не только сработаться, но и сдружиться, ведь им придется проводить друг с другом очень много времени, и расставаться можно будет только на время отпуска, то есть на 28 дней в году. Кстати, время отпуска определяет Росгосцирк, а не члены коллектива.

«Мы искали артистов через интернет, знакомых, знакомых знакомых. Кто-то приходил уже подготовленным, кого-то мы ставили на доску. В итоге в нашем коллективе восемь мальчиков и две девочки. Большая часть трюков ложится на мальчиков, а девочки больше для красоты», – скромно отметила Юлия Сопрыкина. Однако корреспондент «Петербургского дневника» с этим не согласен, потому что видел, что акробатки делают на манеже: каждый их трюк зрители сопровождают восхищенными вздохами и аплодисментами.

32-летняя Алина Теплова была одной из тех, кому пришлось освоить подкидные доски.

Фото: Александр Глуз/«Петербургский дневник»

«Я родилась в цирковой семье: моя мама и отчим работали во множестве жанров. Мы с братом, можно сказать, выросли в цирке. Мое первое полноценное выступление состоялось в 13 лет в Польше. С тех пор я тоже сменила множество жанров: начинала с эквилибра, потом освоила воздушное кольцо, после занималась джигитовкой, а также дрессировала собачек и козочек. Я четыре года отработала в Китае и уже там пробовала заниматься на подкидных досках, но рядом не было хорошего тренера, никто не мог ничего объяснить, подсказать, было страшно, и я забросила. Вернулась к этому снаряду только после того как встретила будущего мужа Константина Горбунова. Он уже был акробатом, и если бы я не освоила доски, то семьи бы у нас не вышло», – рассказала она.

Артистка признается, что расстаться с лошадьми ей было очень сложно.

«Я с детства мечтала о собственной лошади, поэтому была очень рада заняться джигитовкой. Своей лошади у меня так и не появилось, но я восемь лет проработала в этом жанре и, скорее всего, работала бы и дальше. Если бы сейчас мне позволили выбрать второй номер, то я обязательно бы вернулась к любимым лошадям, но пока такой возможности нет. Когда мы только познакомились, Костя пробовал освоить джигитовку, однако этот жанр подразумевает работу не только на манеже, но и за кулисами – за лошадьми надо ухаживать: мыть, кормить, седлать. Он не был к этому готов, поэтому я встала на доску», – пояснила Алина Теплова.

Любовь без передышки

Обе женщины уверяют, что давно привыкли находиться со своими возлюбленными вместе круглые сутки. «У нас все как в обычных семьях, просто мы больше времени проводим вместе. Моего мужа сложно назвать строгим начальником, он всем ребятам говорит: «Я руководитель только на бумаге, на манеже я ваш партнер». Так что дома у нас тоже все 50 на 50, он никогда не пытался мной командовать», – рассказала Юлия Сопрыкина.

Алина Теплова добавила, что с детства видела, как живут цирковые артисты, поэтому всегда была готова к такой жизни.

«Конечно, члены цирковых семей, как и обычных, бывает, устают, ссорятся и прочее, однако все обиды и недопонимание оставляют за кулисами. На манеже они делают только то, что должны, даже если надо разыграть романтическую сценку: целоваться, обниматься. Я это видела еще на примере своей мамы и отчима», – рассказала она.

Между собой участники коллектива общий язык также прекрасно находят.

«Мы фактически живем все вместе, нас разделяют лишь номера в гостиницах, где мы останавливаемся. Живем дружно, друг к другу все относятся уважительно. По-другому, просто невозможно будет работать. Кто-то с кем-то общается ближе, кто-то в нерабочие часы старается немного отстраниться. В общем-то, у нас все, как в обычных коллективах», – добавила Алина Теплова.

Фото: Александр Глуз/«Петербургский дневник»

Рожденные в опилках

Дети из семей артистов также живут по законам цирка.

«Моей Кире полтора года, мы с мужем уже растягиваем ее на шпагат. Конечно, мне бы хотелось, чтобы она тоже пошла в цирк и продолжила нашу династию, но если она выберет другую профессию, то мы с мужем точно не будем возражать. Я по себе знаю, как сложно, если работа не нравится. Я около двух-трех месяцев отработала секретарем в офисе и чуть с ума не сошла», – рассказала Алина Теплова.

Сыну Сопрыкиных Святославу уже седьмой год, и про цирк он знает куда больше своих ровесников.

«Мы с детства с ним занимались, растягивали, он умеет делать разные кувырки, однако ему это уже не очень интересно. Он видел столько цирковых выступлений, что сейчас предпочитает ждать нас в гримерке. Мне кажется, если его кто-то позовет в цирк, то он скажет: «Да что я там не видел?» Зато ему очень интересны единоборства, и он сам попросился на тхэквондо. Мы не будем давить на него в будущем, он будет заниматься тем, чем сам захочет», – уверяет Юлия Сопрыкина.

Святослав должен в следующем году пойти в школу, для цирковой семьи это важный рубеж: придется решать, оставить ребенка в городе с бабушкой или же возить с собой, вынуждая менять школы раз в пару месяцев из-за постоянных гастролей.

«Мы пока окончательно не решили, что будем делать, но, скорее всего, он будет гастролировать с нами. Так растут многие цирковые дети, и я не вижу в этом ничего страшного. Самое интересное, что часто цирковые дети учатся лучше своих сверстников, которые редко меняют школы», – рассказала она.

Несмотря на все тонкости цирковой жизни, ни одна из артисток не готова оставить манеж.

«Моя мечта, чтобы в цирк ходило как можно больше людей. Это в Цирке Чинизелли почти всегда аншлаги, а во многих других городах, где нет таких красивых цирков, многие люди вообще никогда не бывали на представлениях. Конечно, мы всегда выкладываемся на 200 процентов, однако выступать перед полным залом гораздо приятнее», – призналась Алина Теплова.