Яндекс.Метрика
  • Мария Мельникова

Семья на проволоке: артисты Шарковичи рассказали, как покорили цирк

Сейчас их трое, но вскоре может стать четверо
Фото: Александр Глуз/ «Петербургский дневник»

Сергей, Ольга и Кристина Шарковичи – удивительная даже по цирковым меркам семья, ведь уже три года они работают не просто в одной программе, а в одном номере. Младшая дочь Сергея и Ольги уже тренируется, а значит, вскоре семейное трио может стать квартетом. Сейчас Шарковичи работают в Большом Санкт-Петербургском государственном цирке, который часто называют именем его основателя Гаэтано Чинизелли. Их удивительный номер на проволоке с секретом можно увидеть в рамках программы «Вместе целая страна».

Публикация сделана в рамках специального проекта «Петербургского дневника» к 145-летию Цирка Чинизелли.

Проволока с секретом

Костюмированный номер Шарковичей, где Сергей предстает в образе Ивана Прекрасного, Ольга – Конька-Горбунка, а Кристина – Жар-птицы, невозможно смотреть без восторга. Эти трое ходят по натянутой в четырех метрах от манежа проволоке диаметром в шесть миллиметров, как по бульвару. Этой едва видимой опоры им хватает, чтобы делать сальто, шпагаты, кувырки, а также показать «солнышко», зацепившись за проволоку одними ступнями. Сергей спокойно скользит по проволоке, даже когда на его плечах стоит жена или дочь. Зрители сопровождают аплодисментами все трюки трио, а уж когда супруги, сцепившись руками и ногами, взлетают к самому куполу, начинаются полностью заслуженные овации. При этом Ольге уже 47 лет, а Сергею – 48.

Внимательные зрители заметят, что это не просто проволока, потому что как-то слишком высоко взлетают артисты.

«Я пришел в цирк в 16 лет и перепробовал множество жанров. Я брался за вольно-стоящую лестницу, освоил моноцикл и только после перешел на проволоку. Начал репетировать, но мне хотелось большего. Тогда мы с режиссером задумались, что бы придумать, чтобы проволока «подпрыгивала», тогда и изобрели наш особый механизм», – рассказал Сергей Шаркович, однако секрет технического устройства не раскрыл, что не удивительно.

Ольга Шаркович попала в цирк в 17 лет и о проволоке даже не думала. «Я родом из Москвы, 10 с половиной лет занималась народными танцами, поэтому в 17 лет, закончив студию, решила попробовать что-то новое и пошла в цирковой балет», – вспоминает она.

Сергей и Ольга встретились в Туле. «Мы работали в одном цирке. Сначала общались большой молодежной компанией артистов, а потом решили быть вместе и поженились», – рассказал артист.

Ольга сразу поняла, что, работая в разных жанрах, семью не построить.

«Поскольку мальчиков в балет тогда не брали, мне пришлось освоить проволоку. Далось мне это непросто, только стоять на проволоке я научилась примерно через год. До сих пор помню, как сильно волновалась перед своим первым полноценным выступлением на проволоке: это было в Ереване, мне тогда уже исполнилось 24 года. С тех пор мы выступаем вместе. По сути, нашему номеру более 20 лет, просто три года назад мы его несколько модифицировали, потому что к нам присоединилась дочь», – рассказала она.

Фото: Александр Глуз/ «Петербургский дневник»

Рожденная в опилках

Кристине Шаркович 20 лет, и свою артистическую карьеру она начала в 2,5 года.

«В этом возрасте дети очень гибкие, поэтому мы начали заниматься растяжкой, делать самые простые кульбитики. Тренировки, если это можно так назвать, проходили в игровой форме, поэтому дочь не возражала», – вспоминает Ольга Шаркович.

Сама Кристина этого, разумеется, не помнит, однако точно знает, что всегда мечтала стать цирковой артисткой.

«Я ребенок, рожденный в опилках, поэтому с детства привыкла к постоянным переездам и циркам. Я видела, как родители репетируют, и прекрасно знала, сколько труда вложено в каждый трюк. Однако все это меня только заводило, и мне все больше хотелось выступать. Общей физической подготовкой я занималась с самого детства, а вот проволоку начала репетировать в 12 лет. Сначала у меня ничего не получалось, просто стоять я училась почти полтора года, после будто рухнул какой-то барьер, и все пошло как надо. Впрочем, я до сих пор боюсь высоты. Всегда сложно возвращаться к работе после перерыва, например, после отпуска. Поначалу даже не верится, что я могла работать на такой высоте», – рассказала она.

Ольга Шаркович отметила, что вся цирковая семья репетируют ежедневно по 2,5-3 часа, а единственный выходной – понедельник. Удивительно, но при такой нагрузке Кристина прекрасно училась в школе, точнее – в школах.

«Из-за постоянных переездов я сменила около 45 школ. В начальной было сложновато: только ко всем привыкнешь, освоишься, как надо уезжать. Однако я быстро приняла такой ритм жизни, поэтому особых проблем не было. Я даже смогла приехать в Москву на выпускной! В столице у меня есть подруги, и мы видимся, когда я туда приезжаю, – рассказала Кристина Шаркович. – Конечно, учителя и одноклассники удивлялись, узнавая, что я уже работаю, да еще и в цирке. Потом многие приходили на представление, и я получала множество комплиментов».

Сейчас девушка получает высшее образование, и выбранный профиль крайне далек от цирка.

«С физподготовкой у меня все хорошо, но мне бы хотелось, чтобы мозги тоже работали, поэтому я поступила в Смоленский институт экономики. Мне понравился этот город и этот вуз, поэтому и выбрала его. Учусь заочно, мне не привыкать – эпидемия коронавируса началась, когда я была в 11-м классе, тогда все школьники узнали, что такое удаленка», – рассказала она.
Кристина Шаркович считает, что о собственной семье и детях ей думать рано, однако она уверена, что нормальные отношения цирковые артисты могут построить только с себе подобными.

«Встречаться с человеком вне цирка бессмысленно, потому что рано или поздно приходится уезжать и расставаться. Но иногда бывает сложно найти даже просто друзей, потому что в программе нет людей моего возраста. Сейчас в Петербурге мне повезло – у нас хорошая молодежная компания, и мы все вместе ходим в кино и театры. Вообще, Цирк Чизинелли был в списке площадок, на которых я мечтала выступить, поэтому я очень рада, что попала сюда», – рассказала она.

Фото: Александр Глуз/ «Петербургский дневник»

Семейный подряд

У Шарковичей подрастает еще одна дочь – Карина, поэтому есть вероятность, что их цирковое трио когда-нибудь станет квартетом.

«Ей 14 лет, и она уже репетирует на проволоке, хотя в детстве цирк ее не интересовал, она даже просила оставить ее в Москве с дедушкой. Однако в 13 лет она резко изменила мнение и начала активно заниматься. Она и раньше умела садиться на шпагат, делать разные кувырки и кульбиты, однако сейчас хочет большего, очень старается, и у нее есть первые успехи», – рассказала Ольга Шаркович.

Эта семья проводит друг с другом колоссальное количество времени, умудряясь жить дружно. «У меня не было проблем с родителями даже в подростковом возрасте, они всегда мне помогали и поддерживали. Все, что я требовала, – это свою отдельную комнату, где бы мы ни находились. Они с этим согласны, поэтому проблем не было», – рассказала Кристина Шаркович.

Ольга Шаркович уверяет, что секрет прост. «Когда мы выходим из цирка, то все рабочие вопросы оставляем там, а дома мы просто семья, а не артисты», – сказала она.

Фото: Александр Глуз/ «Петербургский дневник»