Яндекс.Метрика
  • Марина Паноинте

«Эстетическое удовольствие – главная задача искусства»: юная петербурженка Арина Куликова о силе творчества

Четырнадцатилетняя школьница из Петербурга в очередной раз подтвердила свой талант художника в рамках участия во Всероссийской культурно-просветительской акции для одаренных детей «Уникум»
Фото: Ксения Ахмерова/«Петербургский дневник»

«Петербургский дневник» встретился с Ариной и побеседовал о том, что такое творческий процесс, откуда берутся идеи для сюжетов картин и секретах победы в конкурсах.

 Арина, ты помнишь свои первые шаги в изобразительном искусстве?

– Когда мне было примерно три или четыре года, родители отправили меня учиться в школу искусств. Лет до шести я училась там. Затем педагоги сказали, что нужно развивать свой потенциал дальше. Так я пошла учиться в художественную школу. В этом году ее заканчиваю.

 Любовь к рисованию у тебя была с детства?

– Сейчас я уже не помню всех деталей, так как была маленькой. Конечно, и в школу искусств, и в художку меня отвели родители. Помню, что мне всегда больше нравилось рисовать в графике. Хотя направлений и техник перепробовала много – работала маслом, акрилом, пробовала рисовать по ткани, витражи. В этом году открыла для себя настенную роспись. На сегодняшний день по-прежнему больше всего нравится работать в графике, и в принципе привлекает акварельная живопись.

 Когда садишься за очередную работу, чем вдохновляешься?

– Наверное, в первую очередь просмотром различных референсов на «Pinterest». Когда вижу интересные работы художников, хочется либо повторить что-то подобное, либо сделать лучше. Или же приходит какая-то своя идея, свой сюжет. Это начинает вдохновлять на работу. Если говорить о художниках, то мне нравится Рембрандт, Рафаэль. Если речь идет о наших современниках, то в последнее время мне нравится манера рисования Сергея Николаевича Андрияки и его дочерей. Не то чтобы у меня появляется желание повторить эти работы, просто, скорее, они вызывают восхищение.

 На что ты в первую очередь обращаешь внимание, когда видишь работы других художников, – технику, атмосферность картины или что-то другое?

– В первую очередь – общий внешний вид работы. Потом уже смотрю на технику, на детали. Также внимание уделяю на то, этюд ли это или прорисованная, детальная картина, над которой художник долго работал. Это всегда заметно – сколько труда и сил художник вложил в ту или иную работу.

 Что для тебя важнее в собственных работах?

– Конечно, я бы хотела, чтобы люди, смотря на них, отмечали мастерство, профессионализм. Мне важно, чтобы в первую очередь те, кто увидит мои работы, получали эстетическое удовольствие. На мой взгляд, в этом и есть первоочередное предназначение искусства.

 Скажи, ты ранее уже принимала участие в художественных конкурсах?

– Да, это не первый мой опыт участия в мероприятиях такого масштаба. Было много всероссийских, международных конкурсов. Из последних – это премия правительства Санкт-Петербурга «Юные дарования», фестиваль юных талантов «Волшебная сила голубого потока – МОСГАЗ зажигает звезды». В нем я принимала участие дважды – в 2019 году, тогда заняла 1-е место, в 2022 году стала дипломантом. Также участвовала в международном открытом творческом фестивале-конкурсе «Волшебство акварели», проводимом Академией изящных искусств С. Н. Андрияки.
Конечно, было участие и во всероссийских олимпиадах по комплексу предметов «Культура и искусство» – «Культура и искусство» – 2022, где заняла 2-е место. Не обхожу стороной и региональные конкурсы. Например, открытый городской интерактивный детский фестиваль дизайна «Перпетуум мобиле – 2022» и так далее.

Расскажи о своем участии во всероссийской культурно-просветительской акции для одаренных детей «Уникум».

- В 2019 году я принимала участие в конкурсе «Уникум-2019» и прошла первый региональный этап, но, к сожалению, не вышла на всероссийский уровень в победители. Два года ушло на то, чтобы подготовиться и принять участие повторно. Я много работала, набиралась мастерства. И в 2022 году работа «В поисках нового героя», посвященная произведениям Ф. М. Достоевского, прошла как региональный этап, так и вышла в число победителей второго этапа и на всероссийском уровне. Можно сказать, что выход в финал, к которому я шла 3 года, станет достойной точкой для окончания Санкт-Петербургской детской городской художественной школы имени Г. Н. Антонова, из которой я выпускаюсь в 2023 году. Победу я посвящаю своему педагогу Геннадию Ивановичу Кривошееву, который многое сделал для моего художественного развития и становления.

Фото: Ксения Ахмерова/«Петербургский дневник»

 По опыту ты уже знаешь, какие работы будут успешны в конкурсах?

– На мой взгляд, главное при участии в конкурсах – это действовать продуманно. Если не хочется каждый раз под каждый конкурс рисовать что-то специальное, можно сделать, так скажем, «ходовой» рисунок, который будет подходить по критериям. Как правило, я так и поступаю: нахожу конкурсы под те работы, которые у меня уже есть, а не наоборот. В первую очередь нужно смотреть на востребованную тематику. Каждый год в России посвящен той или иной теме. Например, 2019-й был объявлен Годом театра. Соответственно, многие конкурсы были посвящены этой теме. Или в этом году исполнилось 350 лет со дня рождения Петра Первого, что тоже послужило темой для многих мероприятий, конкурсов. Поэтому в начале года можно сделать несколько работ, связанных с востребованной тематикой. В первую очередь лучше обращать внимание на масштабные, крупные конкурсы. С одной стороны, на них поступает большое количество работ, причем сильных. Но с другой, в них, как правило, больший простор для творчества и возможности проявить себя.

 Когда ты готовишь рисунок на конкурс, на что в первую очередь делаешь акцент? На что в первую очередь обращает внимание жюри?

– Первый безусловный аспект – это законченность работы. Важно, чтобы были полностью доведены до конца фон, передний план. Иначе это сразу бросается в глаза. Затем, конечно же, техника. В жюри смотрят на уровень владения тем или иным видом изобразительного искусства. Здесь сложно что-то посоветовать, нужно просто очень много рисовать, оттачивать навык. Также смотрят на то, как передано настроение. Я сама очень долго в этом вопросе разбиралась. От рисунка должна идти энергия, которая затронет сердца тех, кто увидит работу. Например, если ты рисуешь собаку, то надо нарисовать ее так, чтобы кто-то из членов жюри, увидев работу, вспомнил про своего питомца, и это нашло в его душе отклик.

 Есть секрет, как это сделать?

– В работе на самом деле должна быть душа. Я долгое время в это сама не верила. Но сейчас понимаю, что это так. Например, сейчас я уже легко смогу сказать, какая работа писалась с душой, а какая нет. Если говорить о другом художнике, то достаточно провести анализ хотя бы пяти его работ, чтобы сказать, какая из них несет в себе энергию и в нее что-то заложено, а какая просто сделана для галочки. Пускай даже она будет безупречно сделана с точки зрения техники. Думаю, работы с душой получаются тогда, когда ты действительно хочешь рисовать, хочешь работать. Как правило, в конкурсах именно они занимают высокие места.

 Расскажи о рисунке-победителе всероссийской культурно-просветительской акции для одаренных детей «Уникум». Ты изобразила Достоевского...

– Изначально эта работа делалась в прошлом учебном году для премии «Юные дарования». Также параллельно шел конкурс, связанный с днём рождения Федора Михайловича Достоевского. Поэтому получилось так, что в этой работе сошлись сразу несколько аспектов. Кроме того, тема Петербурга всегда очень востребована на разных конкурсах. Поэтому в своей работе я решила соединить сразу две большие темы – и Достоевского, и Петербург. Нарисовала Достоевского на фоне Петербурга. Если приглядеться, то на заднем плане у фонаря можно даже увидеть силуэт мужчины – это намек на Раскольникова.

 Чем-то вдохновлялась во время работы?

– Произведения Федора Михайловича я пока не читала, но знаю сюжет «Преступления и наказания». Кроме того, моя подруга очень любит Достоевского, это ее любимый писатель. Я каждый день слышала от нее восторженные рассказы. Думаю, это тоже сыграло свою роль.

 А вообще, какую литературу предпочитаешь? Есть любимые авторы?

– Мне нравится творчество Ремарка. Кроме того, очень люблю жанр антиутопии. Читала «1984» Оруэлла, «Мы» Замятина, «451 градус по Фаренгейту» Брэдбери. Ещё недавно приобрела книгу «Улитка на склоне» Стругацких. Слышала отзывы, что это тоже антиутопия. Поэтому решила прочитать.

 Свое будущее планируешь связать с изобразительным искусством?

– Мне кажется, это сложный вопрос практически для каждого подростка. Мне очень нравится изучать иностранные языки. Хорошо знаю английский. Учу итальянский, испанский, французский и эсперанто. В будущем хотела бы стать лингвистом. А лучше – компьютерным лингвистом, потому что это очень востребовано. Пока планы такие, но не исключаю, что в будущем что-то может поменяться.

Ранее Арина Куликова рассказала «Петербургскому дневнику», как украсить наш город.

Фото: Ксения Ахмерова/«Петербургский дневник»
Закрыть