Российский, мистический, наш: в прокат выходит неовестерн «Земун»
Славянская мифология и законы Дикого Запада на территории Воронежской области
Сегодня на большие экраны выходит мистический неовестерн «Земун» режиссера-дебютанта Эдуарда Жолнина. Однако в данном случае первый блин вышел совсем не комом. Авторам проекта удалось вписать российский менталитет и славянскую мистику в законы, казалось бы, крайне далекого от России жанра.
По сюжету «Земуна» сложно сделать какие-либо выводы о фильме. Там описывается житейская, по сути, ситуация. Егор, роль которого исполняет Евгений Ткачук, тот самый Япончик из сериала «Жизнь и приключения Мишки Япончика», возвращается в родную вымирающую деревню из тюрьмы и узнает, что отец погиб при странных обстоятельствах, а на хозяйстве из порядка 80 коров остался младший брат Пашка. Оба брата в долгах, и если не раздобудут деньги, то зиму коровы не переживут. Некто Глеб, которому отец братьев успел задолжать весьма крупную сумму, предлагает выход: отдать коров на забой за деньги, которых и ему, и братьям хватит. Егор соглашается, а вот Пашка резко против. Впрочем, намерения Глеба оказываются совсем не добрыми, а коровы его интересуют гораздо меньше, чем богатая никелем земля под деревней.
С таким сюжетом легко представить боевик про лихие 90-е, однако Эдуард Жолнин описал события сквозь призму философии и мистики, в результате получилась притча о добре, зле, истинной любви к родной земле. Именно земле, персонажи фильма пробуют ее на вкус, ей же они укрываются.
В кино через коровник
Как рассказал «Петербургскому дневнику» Эдуард Жолнин, работа над фильмом началась в 2015 году.
«Тогда благодаря поддержке киностудии «Лендок» вышел мой короткометражный фильм «Труша», и я решил, что надо сделать какую-то большую историю. Я читал Кормака Маккарти, это американский, но совсем не голливудский писатель. В одном из его романов был интересный способ убийства: один большой человек высосал у своей жертвы глаз. Меня это очень впечатлило, и я начал читать дальше. Потом меня поразил роман «Чевенгур» Андрея Платонова, это очень мистический автор, который задает темы космического масштаба. Примерно в то же время я узнал о богине Земун, покровительницей небесных коров, хранительнице очага и отчего дома в славянской мифологии. Я подумал, что образ коровы очень понятен: молоко, мать, роды. Кроме того, я не вспомнил фильма, где бы коровы играли главную роль. Как-то так и родилась история», – сообщил он.
Отметим, что в фильме «Земун» глаза никто никому не высасывает. Для того чтобы как следует изучить коров, Эдуард Жолнин три месяца отработал на ферме в Тверской области.
«Я их пас, кормил, доил с помощью специального аппарата, убирал навоз в коровнике, а один раз даже принял роды. Тогда у меня было ощущение, что я оказался в какой-то библейской истории. Работа на ферме – это очень тяжелый ежедневный труд с пяти утра, однако этот опыт очень помог мне в работе над фильмом», – вспоминает он.
Познакомиться с коровами ближе пришлось и актеру Ивану Решетняку, который сыграл Пашку. В фильме именно этот персонаж чаще всего водится с животными.
«В детстве я работал на ферме, потом в конно-драматическом театре «ВелесО», поэтому кое-какой опыт работы с «животиной» у меня был, но не с коровами. За полторы недели до начала съемок меня отправили на настоящую ферму в Новохоперске. Фермер Леша учил меня доить и пасти коров, а еще – управлять трактором. Мне очень нравилось общаться с этими большими благородными животными. Кстати, именно этих коров зрители увидят в кадре», – рассказал актер.
Иван Решетняк подчеркнул, что коров для съемок никак не готовили.
«Фильму только пошло в плюс, что они были не какие-то особенные актерские, а самые обычные местами грязненькие коровы. Никакого грима не надо было. Кстати, навозом пахнет только в коровнике, а там у нас было всего два-три съемочных дня. Сами животные почти не пахнут», – заверил Иван Решетняк.
По лекалам вестерна
Для того чтобы не быть банальным и вторичным, Эдуард Жолнин решил поработать в не самом популярном среди российских киноделов жанре – неовестерн.
«Вестерн – это всегда погони, преступники, это всегда история чести и благородства. Однако классический вестерн жестко регламентирован эпохой, ХIХ веком. Если история собрана по тем же лекалам, но в другом времени, то это уже неовестерн. То есть «Человек с бульвара Капуцинов» – это хоть и комедийный, но вестерн, а вот «Безумный Макс» – уже постапокалипсический неовестерн. Мы делали фильм по правилам вестерна, просто подчинили их нашей географии, менталитету и наполнили отечественными смыслами», – пояснил режиссер.
«Для меня этот фильм о деревне, роли русского человека и его осознании себя на своей же земле. Мы потихонечку теряем взаимосвязь с землей, а для меня это неотъемлемая часть русского менталитета и сознания. Мне кажется важным такой своеобразный диалог с землей через физический труд», – добавил Иван Решетняк.
Мы держались
География в кадре удивительная. Фильм снимался в Новохоперском районе Воронежской области. Пейзажи там, с одной стороны, узнаваемо российские, с другой – очень нетипично-песочные, пустынные. Мистика создавалась без каких-то сложных декораций и спецэффектов, а монтажом и очень стильными съемками. В фильме нет ни одной лишней детали, и каждый кадр буквально гипнотизирует красотой.
«Мы, дебютанты, пишем дешево. У нас не было средств на сложные декорации, поэтому пришлось обходиться тем, что нашли на натуре. Например, все коровники, которые появляются в нашем фильме, настоящие. Единственное, что сделали художники-декораторы – кладбище. Было суеверие, что вот нас пригласили снимать на эту землю, а мы будем копаться в могилах ее хозяев», – вспоминает Эдуард Жолнин.
Актеров авторы фильма также искали на натуре.
«Главных героев мы утвердили заранее, а вот эпизодников по моему настоянию искали в Воронежской области. Во-первых, это опять же экономит бюджет, во-вторых, я считаю правильным привлекать актеров из регионов, где проходят съемки. Я очень рад, что познакомился с прекрасным Вячеславом Гардером, который сыграл у нас одного из жителей деревни. Я сходил на спектакль с его участием, был поражен, и после завершения пригласил его на съемки», – рассказал режиссер.
Все актеры фильма прекрасно справились со своей задачей, однако многих узнать зрителям будет весьма сложно. Олег Ягодин, которого можно увидеть в фильме «Чупакабра» или в сериале «Мосгаз. Западня», крайне убедителен в роли жестокого расчетливого Глеба. В немой девушке, которая спит в коровнике, крайне сложно разглядеть красавицу Екатерину Шумакову. Она создала крайне далекий от своих прочих ролей образ, это точно не блогер Никагда из сериала «Универ», и не порочная изменщица из фильма «Золотые соседи».
Эдуард Жолнин уверяет, что снимал зрительское кино, а не фестивальное, однако по итогу история вышла именно тонкой и камерной, для ценителей. Фильм однозначно получился и найдет фанатов вне зависимости от того, сколько денег соберет в прокате.