Яндекс.Метрика
  • Валерия Троицкая

Антон Шагин: «Либо ты со своей страной, либо – против»

Этой осенью в прокат вышел фильм Валерия Фокина «Петрополис». Главную роль в нем исполнил Антон Шагин – не только востребованный актер, но и поэт, выпустивший уже два сборника

С «Петербургским дневником» он поделился мнением по поводу происходящих на Украине событий и рассказал об одном из своих новых стихотворений.

– Антон, ваше стихотворение начинается со слов: «Из брони на нем только крест, рядом с ним в поле только собака…» Есть ли у героя прототип?

– Да, у героя есть прототип – наш боец. Я написал стихотворение в августе, сразу же отправил туда, на фронт. И оказалось, что у этого человека действительно есть собака. А я этого и не знал. Так совпало.

– Где снимали видеоклип на стихотворение?

– В Донецке. Я туда поехал, чтобы поддержать бойцов из «Пятнашки» и «Сомали», почитать им стихи. Приехал ночью, а утром проснулся от взрывов – в четыре утра начались прилеты. Сидел в гостинице и думал: прилетит сюда или нет? Украинцы сейчас бьют с остервенением, с еще большей злобой, чем раньше.

Клип снимал молодой донецкий режиссер Владимир Агранович, племянник легендарного ополченца Сергея «Водяного» Аграновича, погибшего в апреле во время тяжелого боя. Это поколение, которое почти не видело нормальной жизни, только войну. То во дворе снаряд упадет, то на соседней улице. Так прошло все их детство.

При этом на следующий день мы отправились в Мариуполь. Я испытал такой шок! Не передать словами. Город разбитый, в одном из районов стоит трупный запах.

А когда в Донецке стоишь на Аллее ангелов и читаешь эти детские имена, сердце разрывается от боли. Невозможно...

– Это правда, что ваш родной брат Константин отправился в зону проведения специальной военной операции добровольцем?

– Да, он уже находится там, с 7 октября.

– Он служил? У него есть боевой опыт?

– Нет.

– Вы не пытались его отговорить?

– Нет, потому что это нормальный мужской поступок. Он как-то пропал на несколько дней. И я закрутился, не звонил ему, было много работы. Уже поздно вечером перед сном я вдруг о нем подумал. А утром он сам звонит и говорит, что сходил в военкомат, уезжает. Решил заранее меня не предупреждать, чтобы я его не переубедил. А я ответил, что не стал бы это делать и что я им очень горжусь.

– Есть от него какие-то вести?

– Пока нет, но я чувствую, что он жив. Просто не может сейчас выйти на связь. Жду и молюсь. Каждое утро, каждый вечер молюсь за него. Верю, что все будет хорошо, потому что он ехал не умирать. Я видел его настрой – на победу, на жизнь.

– Знаете, что актер Георгий Тесля-Герасимов («След») и петербургский музыкант Андрей Решетин (бывший скрипач «Аквариума», основатель фестиваля Earlymusic) тоже ушли добровольцами?

– Да, и я был потрясен в человеческом смысле. Только уважение и гордость за таких мужиков. Слава богу, что у нас в культуре есть такие люди.
Есть, к сожалению, и другие. Некоторые мои коллеги, когда объявили частичную мобилизацию, сразу сбежали из страны. Даже съемки пришлось приостановить. Их выбор. Предатели нигде не найдут покоя.

– Для вас они предатели?

– Конечно. Как и те, кто продолжает здесь жить, зарабатывать и при этом оскорблять свою страну, желать ей поражения. Для меня это все равно что унижать собственную мать.

Я жду спецоперацию в нашей культуре. Надеюсь, она произойдет. Она еще вчера должна была начаться, параллельно с Донбассом. Для меня сейчас нет третьего мнения. Либо ты со своей страной, либо – против. Те, кто против, должны уехать добровольно.

Больно, несправедливо, но мы в XXI веке действительно снова сражаемся с нацизмом. Это не просто слова, а страшная реальность. Все лето 2015 года я провел в Одессе. Смотрел их телевидение, слушал новости. Как-то в выходной день пошел с семьей в парк и столкнулся там с «Правым сектором».

Когда мне коллеги начинают твердить «там нет нацизма», я просто не могу понять, что у них в голове. Послушайте их кричалки, например «Национализм – наша религия». На флаги, эмблемы посмотрите. Если у вас плохо со зрением, увеличьте картинки. Вдруг найдете что-то интересное.

– Как вы думаете, а что в головах у этих людей?

– Здесь два варианта: невежество и бессовестность. К сожалению, многие люди и в нашей среде невежественны и глупы. Они не знают истории, не знают контекста. Не понимают, когда на самом деле началась эта война, кто провокатор. Да они и не хотят ничего знать! Зачем? Бои же идут где-то там, далеко…

А многомиллионные поставки оружия на Украину все эти годы, бесконечные самолеты с боеприпасами – это не русских убивать, нет. Просто в воздух стрелять. Они реально не понимают простой вещи: специальная военная операция идет, чтобы у нас завтра не было войны – в Москве, Петербурге, Екатеринбурге или в Ростове-на-Дону.

Другая часть коллег и представителей так называемого либерального вектора все прекрасно понимают. И про убитых и замученных в Донбассе знают. Но они им безразличны. Это люди абсолютно прозападные, они будут только рады, если сюда придет НАТО.

Неважно, что Россия будет раздроблена, поделена на несколько национальных республик, в идеале – воюющих между собой. Что будет хаос и разруха. Это не главное. Главное, они получат свой «бургер». Вот и все.

– При этом они хорошо работают с нашей молодежью.

– Свято место пусто не бывает. Если мы не говорим с нашими детьми, с ними говорят другие. И это не вина молодых людей, если они что-то не понимают. Это значит, что им ничего не объясняли – в семье, в школе. А это нужно было делать, потому что они очень подвержены влиянию, они слушают этих пустышек, своих дебильных кумиров, безоговорочно им верят. Чтобы у ребенка что-то хорошее проросло в душе, нужно трудиться. Чтобы душа разлагалась, трудиться не нужно. Достаточно просто ничего не делать.

Я жду, чтобы у нас в стране начали серьезно заниматься с детьми и подростками. Чтобы, как во времена СССР, было множество бесплатных кружков, секций. Чтобы им показывали хорошие фильмы, рассказывали о нашей истории, организовывали встречи с поэтами, музыкантами, актерами. Я бы сам приходил на такие встречи.

– О чем бы с ними говорили?

– Я бы рассказал о своем детстве в 90-е годы. Как нашу страну почти уничтожили, но все-таки не добили. О разговоре с одним украинцем, который произошел, по-моему, в 2013 году. Я его спросил: откуда у вас такая злоба к нам? Весь ваш фольклор, эти песни про «москаляку – на гиляку, серба – на вербу». Мы же не поем, что хотим убивать киевлян и харьковчан. А он ответил: у нас комплекс младшего брата.

Вот поэтому американцы и решили воевать с нами именно руками украинцев. Они легко смогли подсадить их на крючок – на этот самый «комплекс младшего брата». И держат на нем так крепко, что украинцы спокойно отказались от нашего родства, от своей собственной истории, от православной веры, от Христа. А после Крыма они еще больше озлобились.

Я бы им сказал, что не все артисты – скоты и предатели. Тех, конечно, больше, и они громче. Поэтому у них есть иллюзия, что они одни главные. Но мы тоже есть, мы живем в этой стране и желаем ей победы. Я знаю коллег, которые ездят в Донбасс, помогают его жителям. Они свой выбор сделали не 24 февраля, а гораздо раньше. В моем родном театре «Ленком», которому в этом году исполнилось 95 лет, к счастью, у меня есть единомышленники. Они переживают за страну, молятся за русского солдата.

Еще я бы сказал, что эта война идет не одно столетие. За нашу независимость, за само наше существование на этой планете, за право говорить на родном языке. И молиться на нем. Православие – это сердцевина русской цивилизации. Сейчас происходит финальная битва. Выиграем – Россия будет только сильнее, крепче. Я не сомневаюсь, что мы победим. Другого выхода у нас и нет.

– Как нам помочь своей стране?

– Каждый должен хорошо заниматься своим делом. Я актер, это мой труд. На экраны вышел фильм «Петрополис» режиссера Валерия Фокина (художественный руководитель Александринского театра. – Ред.). Он снимался у вас в Петербурге. И я очень хочу, чтобы именно в Петербурге обратили на него особое внимание. Непростая картина, не для массового зрителя. История о том, как хрупок наш мир, как просто его потерять. Наш мир сейчас действительно висит на волоске.

Очень важно, чтобы каждый из нас научился ориентироваться в информационном потоке. Изучать, анализировать, перепроверять. Все всегда зависит только от желания каждого конкретного человека. Хочет он сам разобраться в ситуации и понять, где правда, или ему достаточно того, что ему навязывают.

И сейчас время молиться и время помогать. Кто как может: делом, словом, рублем, посылкой на фронт. Очень важно внутренне мобилизоваться и всем вместе пройти этот трудный период.

СПРАВКА:
Антон Шагин родился 2 апреля 1984 года в Калининской области СССР (ныне Тверская). Актер театра, кино и озвучивания, поэт. Автор сборников «Ее. Стихи» и «Антоновки», выступает с сольными поэтическими программами. Недавно читал стихи в Белом зале Политехнического университета.