Яндекс.Метрика
  • Мария Наранович

Этническая музыка: как петербургская группа сочетает традиции и современность

И где ее участники ищут вдохновение

Лидер группы живет и сочиняет музыку в деревне

Группа Theodor Bastard была создана в Петербурге в 1999 году Федором Старостиным (на фото – с гитарой).

Музыканты считаются одними из основоположников жанра world music (этническая музыка) в России.

«В творчестве меня всегда привлекало соединение современного материала с какой-то архаикой, корнями, той музыкой, которой мы, безусловно, вдохновляемся, – рассказывает «Петербургскому дневнику» лидер Theodor Bastard. – При этом я не из тех людей, фольклористов, которые бережно собирают аутентичный фольклор, кто считает, что новые веяния пагубны для традиций, что нельзя вносить в музыку ничего нового… Если мы так традицию воспринимаем, то мы ее просто запечатываем и она мертвая становится. А ведь она жива до тех пор, пока мы ее развиваем».

Поэтому, если смотреть на традицию как на нечто живое, становится ясно: она не может обойтись без современного, убежден Федор Старостин. В этом, по его словам, и заключается смысл проекта.

«Как группа, мы не отождествляем себя с музыкантами. Мы, скорее, чувствуем себя проводниками чего-то, что проходит через нас. Идеал – это стать абсолютным проводником. Но тогда пришлось бы избавиться от собственного «я». Мне кажется, это высшая духовная цель», – объясняет философию Theodor Bastard Федор Старостин.

Спрашиваем, где больше вдохновения – в городе или на природе. Ответ у нашего собеседника в этом случае однозначный.

«Лично для меня этот выбор очевиден в пользу природы и жизни в деревне, – признается он. – При этом часть нашей группы живет в городе».

Техно уходит своими корнями в древнейшие времена

Группа использует как классические инструменты, так и весьма необычные: никельхарпа, йоухикко, дарбуки, конги, джембе, даф… Все это – инструменты разных народов мира.

«Мы с участниками группы слушаем очень много этнической музыки, на один из наших альбомов повлияла африканская и кубинская, – продолжает рассказ Федор Старостин. – Слушая полевые записи разных народов мира, мы нашли огромное количество точек соприкосновения с русским народным творчеством. А, казалось бы, где африканские и где российские бабушки!»

«Но я не считаю, что традиции друг с другом спорят. Наоборот: вся музыка – это некое древо. Корни – это традиции, а веточки – это разные музыкальные направления», – рассуждает основатель группы.

Есть и вечная музыка, считает Федор Старостин. И, как бы странно это ни звучало, это техно.

«Потому что прямой ритм с притопыванием и прихлопыванием уходит своими корнями в древнейшие времена, когда  стучали босыми пятками по земле и хлопали в ладоши, – говорит Федор Старостин. – Потом стали бить по пням, позже – по барабанам. Это вечный ритм. Так что, вопреки мнению об уникальности и современности, создатели электронной музыки используют те самые тысячелетние наработки разных народов».

Разные музыканты вдохновляются разными традициями. И ничего зазорного, уверен лидер Theodor Bastard, в этом нет.

«Через чужую традицию ты начинаешь свою понимать лучше, восполняешь какие-то утраченные звенья. Потому что мы все вышли из одного – из этой земли. А все эти условные границы – всего лишь линии, которые мы начертили на виртуальной карте», – заключает Федор Старостин.

Ранее «Петербургский дневник» сообщал, как навыки в строительстве помогли петербургской паре открыть свое дело.

Выпуск спецпроекта «Петербургский дневник на транспорте» «Живое ремесло. XXI век» выходит сегодня, он посвящен традиционной музыке.

Закрыть