Яндекс.Метрика
  • Мария Мельникова

Лучшие в Цирке Чинизелли: топ-7 артистов, которыми стоит гордиться

Они создали уникальную репутацию российскому цирку

Цирк Чинизелли открылся в 1877 году и сразу стал популярным местом развлечения как для петербуржцев, так и для гостей города. Несмотря на то что билеты туда стоили дороже, чем в театр, аншлаги были нормой. Впрочем, попасть туда мечтали не только зрители, для артистов было честью выйти на манеж первого в Российской империи каменного цирка, и с годами ситуация не изменилась. «Петербургский дневник» совместно с Музеем циркового искусства  составил топ-7 лучших артистов, которым посчастливилось выступать в Цирке Чинизелли. Мы намеренно не включили сюда таких мастодонтов, как Юрий Никулин или Олег Попов, чтобы рассказать о незаслуженно забытых мастерах.

Публикация сделана в рамках специального проекта «Петербургского дневника» к 145-летию Цирка Чинизелли.

Валентин Дикуль


Про жизнь этого артиста можно снять героический фильм. Родители Валентина Дикуля погибли еще до того, как он пошел в школу, поэтому сначала его воспитывали бабушки и дедушки, а потом – приют. Он с детства мечтал о карьере воздушного гимнаста и в 1962 году, в 14 лет, начал выступать со своим первым номером. Однако одна из тренировок закончилась трагедией: артист получил более десятка переломов и оказался в инвалидном кресле. Врачи не верили, что он когда-то сможет встать на ноги, однако Валентин Дикуль начал активно изучать анатомию, разработал собственный комплекс упражнений и даже придумал особый тренажер. Через пять лет ежедневных тренировок он снова начал ходить, а в 1970 году вышел на манеж уже как силовой жонглёр, работающий пушечными ядрами и гирями весом по 50 и более килограммов. Были номера, где он спокойно удерживал на себе до 1000 килограммов.

На методику реабилитации Валентина Дикуля обратил внимание Минздрав СССР. Она до сих пор активно применяется в медицине.

Ирина Бугримова

Она вошла в историю как первая в СССР женщина-дрессировщик, работавшая с кошачьими хищниками. Карьеру цирковой артистки Ирина Бугримова начала в 1929 году, однако к своему истинному призванию – дрессировке львов и тигров пришла только в 1937 году. Дело в том, что на тот момент дрессура была на очень низком уровне, поэтому Ирине путем проб и ошибок пришлось самой изобретать методы взаимодействия с животными. Судя по тому, что вытворяли хищники на сцене, методы были очень эффективными. Львы Бугримовой качались на качелях под куполом, ходили по канату, прыгали в огненные кольца, катались на лошадях и делали много других удивительных вещей.

Карьеру она завершила в 1976 году после того, как подопечные напали на нее прямо во время выступления. Дрессировщицу успели «отбить» подоспевшие сотрудники цирка, но ей все равно пришлось лечь в больницу с многочисленными ранами.

Вальтер Запашный

За этой фамилией стоит целая династия известных цирковых артистов, которые с начала ХХ века блистают на лучших манежах мира. Вальтер Запашный был из второго поколения артистов этой семьи. Вместе с тремя братьями он начинал как акробат. Их совместные номера изобиловали прыжками, сальто и другими сложными трюками, поэтому братья быстро стали популярными. Однако полноценный успех к артисту пришел в 60-е, когда он начал работать с животными.

Вальтер Запашный сделал многое из того, что раньше считалось невозможным. Например, одновременно выводил на манеж тигров, львов, пантер и рысей, хотя в норме эти животные относятся другу к другу агрессивно. Он первым оседлал льва, запрягал хищников в колесницу и научил их прыгать не только через кольца, но и друг через друга. Аттракцион «Среди хищников» до сих пор считается сложнейшим в цирковом искусстве.

Карандаш

Под таким псевдонимом в 1935 году в Ленинградском цирке начал выступать клоун Михаил Румянцев. Ранее он выходил на манеж с пародиями на Чарли Чаплина, однако вскоре задумался о собственном уникальном образе. Изначально он хотел быть Каран Д’Ашом, но потом отказался от апострофа, надел конусообразную шляпу, мешковатый пиджак и широкие штаны. Окончательно образ сложился через несколько лет в Москве, когда на выступления Михаил Румянцев начал брать милого скотч-терьера по кличке Клякса.

Помимо типичных клоунских реприз, в его арсенале были сценки на злобу дня. Так, в дефицитные брежневские времена он молча выносил на манеж авоську, полную муляжей продуктов, о которых большинство советских граждан только мечтали. «Я молчу, потому что у меня все есть. А вы почему?» – произносил Карандаш и срывал бурные аплодисменты.

Эмиль Кио

Первый в СССР фокусник, который начал работать на манеже. Другие адепты этого жанра избегали цирковой сцены из-за ее круглой формы, которая давала почти полный обзор зрителям. Эмилю Кио пришлось разработать уникальный алгоритм действий, чтобы зрители не смогли разгадать секрет фокусов. В частности, он показывал номера в быстром темпе, но без суматохи; демонстрировал реквизит так, чтобы публика могла хорошо его рассмотреть и отвлечься от других предметов на сцене. Но самое главное – он постоянно придумывал новые зрелищные репризы. Эмиль Кио «разрезал» и «прокалывал» ассистентов шпагами, заставлял людей на сцене молодеть и парить в воздухе. Зрители были в восторге, поэтому артист много гастролировал и собирал не только полные цирки, но даже спортивные стадионы.

Впрочем, его путь на вершину не был легким. В разгар Гражданской войны Эмиль Кио оказался в Варшаве и от безысходности отправился в местный Цирк Чинизелли. Он не знал языка и не обладал нужными навыками, поэтому ему предложили должность контролера. После он был администратором, конюхом и берейтором, т. е. помощником дрессировщика лошадей.

Иван Поддубный

Всемирно известный борец родился в 1871 году в маленьком селе Полтавской губернии в бедной семье. Иван Поддубный, как и все его родственники, отличался крупным телосложением и немереной силой, поэтому с детства занимался тяжелой физической работой. В 22 года он уехал в Крым работать портовым грузчиком. В то время бойцовские схватки были неотъемлемой частью цирковых программ. Будущий артист понадеялся на свою комплекцию и решил сразиться с борцами из Цирка Ивана Бескаравайного, но проиграл. Поражение его только подстегнуло, поэтому будущий артист начал целенаправленно изучать борцовские техники и тренироваться, и вскоре смог одолеть сразу четырех титулованных спортсменов. После он объездил множество стран и неоднократно становился чемпионом мира. На манеже он не только боролся, но и показывал сложнейшие силовые номера. Например, удерживал на плечах телеграфный столб, на концах которого висело по 10 человек.

Во время Великой Отечественной войны он жил в оккупированном немцами Ейске. Нацисты предлагали 70-летнему борцу уехать в Германию и тренировать арийцев, однако Иван Поддубный отказался. Тогда немцы определили его вышибалой в баре. Спортсмен с большим удовольствием выбрасывал на улицу пьяных гитлеровцев под одобрение их более трезвых товарищей. Войну спортсмен пережил, однако оказался в нищете и был вынужден продавать медали, чтобы не умереть с голода.

Маргарита Назарова


Эта артистка и дрессировщица тигров проснулась знаменитой в 1961 году после выхода фильма «Полосатый рейс», однако судьбе этой зеленоглазой блондинки не позавидуешь. К началу Великой Отечественной войны ей было 15 лет, нацисты отправили ее на принудительные работы в Германию. Сначала она была служанкой, однако вскоре молодую красивую девушку определили в кабаре, где ее и нашли советские солдаты. В цирке она оказалась только в 1946 году после возвращения в Ригу. Сначала Маргарита Назарова участвовала в танцевальных номерах, а в 1950 году начала работать с тиграми.

Важным поворотом в ее карьере стало выступление в цирке на Цветном бульваре перед первым секретарем ЦК КПСС Никитой Хрущевым и императором Эфиопии Хайле Селассие I. Сначала она устроила блистательное выступление на сцене, а после подошла к высоким гостям с двумя тигрятами. Советский лидер тогда в шутку сказал, что про таких девушек кино снимать надо, а кинематографисты решили, что это приказ. Помимо «Полосатого рейса», она появилась еще в четырех фильмах, однако лишь в качестве дублера или в массовке. Ее карьера, да и счастливая жизнь закончилась в 1970 году со смертью мужа. 44-летнюю артистку выдворили на пенсию, и она осталась абсолютно одна в страшной нищете. Ее разум помутился, и работать она просто не могла. Она умерла в 2005 году в Нижнем Новгороде.