Яндекс.Метрика
  • Мария Мельникова

«Комедия – мой главный козырь»: Андрею Носкову 50 лет

Почти 30 из них он провел в кадре

Телезрители помнят его по ролям очаровательного домработника Никиты из ситкома «Кто в доме хозяин» или неверного фотографа Глеба из фильма «Глянец». Театральная публика уважает его за образы Дориана Грея, Барона Мюнхгаузена и Сирано де Бержерака. Андрей Носков 31 год на сцене, а 29 – в кадре и не намерен останавливаться. В этом году на фестивале «Амурская осень» он уже в качестве режиссера представил фильм «До звезды». Андрею Носкову 50 лет, но чувствует он себя на 30, а иногда и на 21, поэтому не готов подводить итоги, только работать над новыми проектами.

– Поздравляем с премьерой. Когда фильм «До звезды» попадет в прокат?

– Пока сложно сказать, это авторское кино, поэтому для начала хотелось бы прокатить его по фестивалям. Для меня это очень важный проект. Во-первых, это мой дебют: раньше я ставил спектакли, снимал короткометражки, однако полный метр режиссировал впервые. Изначально я даже не планировал появляться в кадре, но актер, с которым мы договорились, просто не смог. В итоге все, кто уже посмотрел фильм, сказали, что просто не представляют на моем месте другого артиста.

Во-вторых, этот фильм вырос из спектакля «К звездам», в котором участвовали люди с ментальными особенностями. Конечно, пригласить в кино я их не мог, но собрал все же потрясающую команду: Юрия Гальцева, Нину Усатову, Александра Тютрюмова, Андрея Зиброва, Светлану Щедрину и других актеров.

– Как планируете праздновать юбилей?

– 19 сентября в Театре эстрады будет капустник: на сцене и в зале соберутся близкие мне люди, которые окружали меня в разное время моей жизни. Поскольку осень – высокий сезон для артистов, некоторые будут включаться по видеосвязи. Хотя, если честно, я и сам до конца не знаю, что там будет: капустник режиссирую не я, а Александр Черкашин.

Пятьдесят – красивая цифра, как будто половина чего-то, поэтому мне хотелось бы обернуться назад и вспомнить ключевые события собственной жизни, которые привели меня туда, где я сейчас нахожусь. Но, конечно, все будет через юмор, без всяких там: «Дорогие товарищи...» И никакого подведения итогов! Мне кажется, этим надо заниматься, только если планируешь сменить сферу деятельности или закончить карьеру, а я намерен продолжать творческий путь, у меня еще много планов.

– На сколько лет вы себя чувствуете?

– На 30, а местами и на 21. Во мне сохранилась доля инфантилизма, наивности и легкости на подъем, которая иногда обескураживает и меня, и окружающих людей.

– Кем вы мечтали стать в детстве?

– Сначала космонавтом, потом инженером – как мои родители, в какой-то момент даже подумывал о карьере военного. Однако я всегда любил лицедействовать, участвовал во всех школьных спектаклях и праздниках, поэтому лет с 12-13 начал думать в этом направлении. В профессию я пришел с огромным желанием работать.

– Родители сразу поддержали ваш выбор?

– Как и большинство людей, они не считали актерство серьезной профессией. Кроме того, мы жили в маленьком городе Новая Каховка, и было непонятно, где там работать. Да и творческих людей в нашей семье не было. Однако в итоге родители в меня все же поверили и отпустили учиться в Ленинград, за что я им очень благодарен.

– Помните свои первые профессиональные съемки?

– Еще в студенческие годы меня пригласили сниматься в один из первых рекламных роликов Сбербанка. Помню только то, что снял все это прекрасный актер и талантливый режиссер Владимир Шевельков. Я недавно пробовал найти этот ролик в Интернете, но почему-то не нашел.

Первой большой актерской работой в моей карьере стал фильм «Замок» режиссера Алексея Балабанова. Я честно прошел кастинг и получил роль. Больше всего режиссер поразил меня невероятной памятью. В фильме снималось множество актеров, и он подмечал малейшие изменения во внешности. Помню, мне в театре срезали буквально полтора сантиметра волос, что на кудрявых волосах почти незаметно, а Алексей Балабанов кричал как бешеный: «Почему Носкову изменили внешность?»

– Когда люди начали узнавать вас на улицах?

– Первая известность пришла ко мне в театральной среде, когда я начал работать в Большом драматическом театре имени Товстоногова и в «Русской антрепризе» имени Миронова. Мне давали интересные роли, и люди шли непосредственно на меня. Однако всероссийскую узнаваемость мне подарил ситком «Кто в доме хозяин».

Помню, в Иркутске ко мне подбежала девушка и, видимо, от испуга назвала Сергеем Безруковым, хотя имя персонажа помнила правильно. Наш разговор происходил при журналистах, поэтому забавный эпизод попал в СМИ. Через год я снова приехал в Иркутск, и эта женщина снова ко мне подошла. Она извинилась за то, что перепутала настоящее имя и снова назвала меня сначала Сергеем Безруковым, а потом Андреем Мерзликиным.

– В начале вашей сериальной и кинокарьеры вы работали в амплуа красавчика...

– Да? Спасибо, конечно, но, мне кажется, я вывел на экран образ не стереотипного красавца, а ироничного доброго, умного парня. Таким был Никита – главный герой сериала «Кто в доме хозяин». Если бы я был стереотипным красавчиком, то меня бы снимали в российских блокбастерах, а там снимают Сашу Петрова и Данилу Козловского. Да и не помню, чтобы за мной бегали толпы фанатов и объяснялись в любви.

– А как же ваши роли в фильме «Глянец» или в «Моей прекрасной няне»? Там вы явно играете привлекательных для женщин мужчин.

– Ну, возможно. Хотя, повторюсь, я себя красавчиком не ощущал.

Фото: Ксения Ахмерова/ «Петербургский дневник»

– Есть мнение, что людям, которые работали в амплуа красавчика, страшнее и обиднее стареть, чем тем, для кого внешняя привлекательность никогда не была главной фишкой.

– У меня есть сильный козырь – я владею жанром комедии, и юмор меня спасает как в работе, так и в жизни, поэтому стареть мне не страшно.

– В 2002 году вышла ваша книга «Блажь. Записки несостоявшегося Дон Жуана», в которой вы описали 100 своих женщин. Мне кажется, для человека, из которого делают секс-символ, это прекрасный PR-ход. Скажите, для чего вы опубликовали эту книгу?

– Возможно, PR-ход был бы хорошим, но книга появилась по другим причинам. Пока я был на гастролях в Екатеринбурге, моя жена в Петербурге родила сына. Я очень расстраивался из-за того, что не могу быть с ними. В итоге это странное состояние души вылилось в то, что я начал признаваться в любви жене, рассказывая то, что было до нее.

Я описал больше 100 женщин, но это не значит, что со всеми ними я был. Там много историй из детства, каких-то моих наблюдений, случайно услышанных диалогов. Честнее было бы назвать книгу «Мои наблюдения о женщинах». Да и книгой все это назвать сложно, скорее, тоненький блокнотик. Тираж был небольшим, и ни один экземпляр не был продан.

Честно говоря, я давно забыл об этой истории, но недавно мой друг переезжал и выдал мне целую стопку этих книг. Я перечитал и понял, насколько наивно звучит все написанное, поэтому мне даже не стыдно.

– И как ваша жена воспринимала столь оригинальное признание в любви?

– Ну, она, конечно, немного удивилась. Но она вообще очень терпеливая и умная.

– Нет желания написать действительно книгу?

– Я со студенчества фиксировал на бумаге какие-то свои наблюдения о жизни, актерской профессии, и у меня скопилось достаточно много заметок, которые можно переработать в книгу, но пока у меня руки не доходят.

Мне бы хотелось через свои записи поговорить о 90-х годах, которые в нашей стране принято описывать исключительно как бандитское, жесткое время. Возможно, это было так, но для меня и для многих других людей это еще и время творческой свободы, причем в первую очередь внутренней. Я помню, с каким интересом люди начали читать книги, которые совсем недавно были запрещены, как смотрели западные фильмы на затертых VHS-кассетах. Именно в 90-е появился, например, театр «Мастерская Петра Фоменко» в Москве. В общем, вопреки всему в то время было место прекрасному, душевному, наивному. Мне кажется, не стоит это забывать.

– Вас вдохновляли актеры типа Арнольда Шварценеггера или Сильвестра Сталлоне? Мечтали сняться в боевике?

– Да, и я готов был сниматься в боевиках, а еще лучше – в исторических фильмах, однако, как оказалось позже, режиссеры считают, что моя внешность этому жанру не подходит. Но гораздо больше мне нравились комедийные фильмы с Пьером Ришаром, как, например, «Игрушка» и «Укол зонтиком». Я еще верю, что смогу появиться в подобных фильмах.

– В этом году вы впервые выпустили курс студентов Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения, который вели четыре года. Планируете дальше преподавать?

– Я очень доволен своими ребятами, нам было непросто. Я строгий преподаватель, поэтому часть людей, которые, очевидно, случайно попали в институт, пришлось отчислить. Потом нам очень мешала пандемия коронавируса, но мы все равно смогли пройти все, что планировали. Мне понравилось преподавать, возможно, я вернусь к этому, но пока мне нужен перерыв.