«От Девяткино до Колпино»: Петербургу запланировали еще 212 километров трамвайных путей
Более 200 километров новых трамвайных путей запланированы проектом Генплана Петербурга. Это почти столько же, сколько сейчас действуют в Северной столице. И большая часть новых трамвайных линий в Генплане прочерчена там, где вагоны даже в Ленинграде, признанном трамвайной столицей мира, не ходили.
Новые горизонты
К 2030 году новые трамвайные пути в Петербурге планируется построить на севере – от проспекта Энгельса до Бугров, от Светлановского проспекта до границы с Ленобластью и далее в Девяткино и Бугры, на северо-востоке – в перспективном продолжении Северного проспекта до Муринской дороги, на востоке – к Кудрово и в направлении Всеволожска. А на юге – от метро «Купчино» через Шушары в Славянку и от той же станции метро – до аэропорта Пулково.
А до 2040 года, который в проекте Генплана является расчетным, трамвайные пути должны прийти в город-спутник Южный, дотянуться до Юнтолово и Колпино.
«Как показывает опыт всех мегаполисов, в тех районах, в которых город не может в ближайшей перспективе построить станции метро, опираться на автомобильный транспорт бесполезно. А трамвайные линии смогут создать транспортный каркас», – оценил в беседе с «Петербургским дневником» ставку на трамвай в отдаленных районах председатель комиссии ЗакСа по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры Алексей Цивилев.
Необходимым рельсовый транспорт, будь то метро, электричка или трамвай, Цивилев считает и для связи города с аэропортом. Слова об этом на праздновании 90-летия Пулково, как добавил депутат, встретили аплодисментами.
«Пассажирам нужно перемещение с гарантированным временем прибытия, чтобы они смогли добраться до аэропорта без угрозы попасть в пробку», – отметил Цивилев.
В планах связать аэропорт, а еще и южные районы с метрополитеном транспортный инженер, эксперт Университета ИТМО Дмитрий Баранов нашел слабое звено – это «Купчино». Баранов сомневается, что эта станция справится с колоссальным потоком прибывающих.
«Там уже сейчас в момент прибытия пригородных поездов возникает перегрузка, – отметил Баранов в беседе с «Петербургским дневником». – Увеличение пассажиропотоков приведет к тому, что поезда метро будут ходить переполненными и жители Московского района уже не смогут в них сесть. То есть может повториться известный москвичам «эффект Выхино».
Связующие элементы
В центре Петербурга изменения тоже будут. В основном существующие трамвайные пути будут обособлять. А новые пути появятся на Большом проспекте Петроградской стороны.
«Трамвайная линия по Большому проспекту, конечно, имеет смысл, но выглядит немного странно на фоне общей картины в центральной части города, – прокомментировал Баранов. – Еще в 2000-е годы город потерял важные связующие элементы трамвайной сети – линии через Благовещенский мост и через площадь Восстания. При этом линия по Большому проспекту лишь спрямляет извилистый маршрут №40».
Дмитрий Баранов, впрочем, считает маловероятным появление трамваев в реальности на Большом проспекте Петроградской стороны. Эксперт полагает, что этому помешает «трепетное отношение профильных специалистов к пропускной способности улиц для машин». Чтобы добавить трамваев, по его оценке, нужно существенно ограничить или вовсе убрать автотранспорт с Большого проспекта.
«Хотя я считаю, что это полностью соответствует задаче снижения транспортной нагрузки на исторический центр и улучшит ситуацию в Петроградском районе, делая передвижение на общественном транспорте более привлекательным», – добавил Баранов.
Аналитик регионального общественного движения «Транспорт и горожане» Арсений Афиногенов полагает, что трамвайной линии в центре не хватает по Лиговскому проспекту до улицы Жуковского и по улице Жуковского от Лиговского до Литейного.
«Очень важная разорванная транспортная связь, которую надо восстановить», – отметил Афиногенов.
Идея Петра Первого
В предыдущем Генплане от 2005 года перспективных трамвайных путей совсем не было. Была только линия скоростного трамвая, которая по окраинам соединяла полукольцом Комендантский проспект со Стрельной. Но она так и осталась на бумаге.
«То, что трамвайные пути теперь отображаются в Генплане, я приветствую, – сказал Алексей Цивилев. – Это позволяет лучше читать и понимать весь Генплан. Слой транспортной доступности ведь неразрывен со слоем, где люди работают, живут и отдыхают. Таким неразрывным документом Генплан изначально и задумывал Петр Первый».
Дмитрий Баранов также связал появление трамвайных линий с транспортной доступностью планируемых и существующих районов массовой застройки. И застройка, как добавил он, на практике опережает строительство трамвайных линий.
«Генплан лишь выделяет территории под застройку, но не определяет ее скорость. Логично было бы все-таки учитывать реальные темпы развития транспортной системы и, исходя из этого, ограничивать объемы застройки. Но ограничения будут приводить к росту цен на жилье и уплотнение застройки, что тоже является важным фактором. В случае реализации вместе с застройкой, конечно, линии будут востребованы, и хорошо, что город предусматривает возможность развития рельсового транспорта», – заключил Баранов.
Напомним, что вчера на Балканской площади начали строительство трамвайной сети «Славянка». Почему появление этой линии станет «настоящим спасением» для большого количества жителей, «Петербургскому дневнику» объяснила заместитель директора Института транспортных систем Елена Ногова.