Апокалипсис на пиксели: Мариинский театр готовит премьеру «Двенадцать»
14 июля в Мариинском театре состоится премьера спектакля «Двенадцать», которая обещает быть самой громкой в этом балетном сезоне. Разрушение мира, о котором писал Александр Блок, хореограф-постановщик Александр Сергеев превратил в цифровой апокалипсис, а модный дизайнер Леонид Алексеев разделил на пиксели костюмы и декорации. Только музыка Бориса Тищенко, написанная еще в 60-е годы, останется неизменной.
Не трагедия
Солист Мариинского театра Александр Сергеев не первый, кто ставит балет по поэме «Двенадцать». В 1964 году премьера одноименного спектакля состоялась в Ленинградском театре оперы и балета имени С. М. Кирова. Музыку написал Борис Тищенко, а либретто – хореограф Леонид Якобсон, однако вскоре спектакль запретили, а после – банально забыли, и он попал в разряд утерянных.
«В 1975 году «Двенадцать» восстанавливали в Театре балета имени Леонида Якобсона, однако спектакль прошел несколько раз и тоже был утерян. Все, что осталось, – музыка Бориса Тищенко. Впервые я услышал это произведение много лет назад, но, честно говоря, ничего не понял. Год назад после разговора с отцом, который, кстати, участвовал в восстановлении спектакля, мне захотелось переслушать эту музыку снова. И на этот раз произведение Тищенко меня зацепило: эта музыка просто поразила меня какой-то особенной энергетикой, психологизмом, глубиной и, как мне показалось, близостью к Александру Блоку. Тогда-то я и подумал о новом спектакле «Двенадцать», – вспоминает Александр Сергеев.
Помимо этого, происходящее в мире поразительно совпадало со строками Александра Блока о рушащемся мире.
«По сути, из-за эпидемии коронавируса мы пережили некий апокалипсис, когда весь мир вынужден был подстраиваться под новые условия жизни, а «цифра» начала играть особенно важную роль. В связи с сегодняшней геополитической ситуацией актуальность нашей постановки только возросла, ведь мир снова меняется, и наша жизнь никогда не будет прежней. При этом наш спектакль – это не трагедия, а просто взгляд со стороны. Мы покажем апокалипсис, но не в реальном, а в цифровом мире», – рассказал Александр Сергеев.
Черный пиксель
Мариинский театр видел много современных постановок, однако у Александра Сергеева есть шанс удивить даже самую искушенную публику, ведь за подготовку костюмов и декораций спектакля отвечает дизайнер и основатель модного дома House of Leo Леонид Алексеев. Он уже работал над постановками для МХАТа и Театра имени Пушкина, однако с балетом работает впервые.
«Мы около двух месяцев разрабатывали концепцию спектакля: общались со специалистами по творчеству Александра Блока, изучали искусство начала ХХ века и многое другое. В итоге пришли к тому, что, возможно, Александр Малевич придумал не черный квадрат, а пиксель, то есть некую совершенную форму, которая может создать и разрушить все что угодно. Именно эта идея позволила нам подготовить современный спектакль, который, с одной стороны, интересен и понятен современному зрителю, а с другой, очень близок творчеству Александра Блока», – рассказал Леонид Алексеев.
Дизайнер намерен удивить зрителей не яркостью красок, которые просто неуместны в поэме «Двенадцать», а оригинальными приемами. «Артисты будут как будто запечатаны в гравюры, «чистыми останутся» только их руки и лица. Эти «гравюры» станут основой всех костюмов, которые во время спектакля будут разрушаться, или наоборот – прирастать новыми элементами. В качестве декораций мы используем двигающиеся кинетические предметы, которые также будут разрушаться по ходу действия», – рассказал Леонид Алексеев.
Внимательные зрители обязательно заметят бесконечные отсылки к кубизму с его геометрическими фигурами и другим направлениям искусства начала ХХ века.
«Мы сделали спектакль таким, чтобы у зрителей не создавалось впечатление, что они сходили в музей, но при этом могли «считать» все смыслы, заложенные самим Александром Блоком», – подчеркнул Леонид Алексеев.
Неоклассика и экспромт
С точки зрения хореографического языка будущий спектакль «Двенадцать» будет неоклассикой, именно в этом жанре работает Александр Сергеев. Впрочем, выходить на сцену он не планирует. «Я продумываю хореографию, тщательно расписываю каждую секунду до прихода на репетицию, однако, конечно, у артистов есть возможность экспериментировать. Лично я выйду на сцену только в случае форс-мажора, потому что должен со стороны контролировать то, что происходит на сцене. «Двенадцать» станет самой большой моей работой, ранее я ставил спектакли не больше 22 минут, в этот раз постановка будет идти 75 минут, это спектакль в трех частях без антрактов. У нас задействовано 29 артистов балета, 24 – миманса, певица меццо-сопрано и пианист», – рассказал он.
Александр Сергеев признался, что на момент разговора с корреспондентом «Петербургского дневника» хореография спектакля была готова не полностью. «Репетиции мы начали только в мае. В Мариинском театре множество спектаклей, и артисты постоянно заняты, поэтому в мае состоялось всего шесть-семь репетиций. Однако сейчас мы работаем полным ходом, и к премьере у нас все точно будет готово», – сообщил Александр Сергеев.
С учетом судьбы предыдущих постановок «Двенадцати» рассуждать о будущем спектакля сложно, но потенциал у спектакля есть. «Я очень надеюсь, что зрители оценят нашу постановку, и она войдет в постоянный репертуар Мариинского театра. Критику я всегда принимаю, и даже если меня «растопчут», я просто буду дальше танцевать», – сообщил Александр Сергеев.