Яндекс.Метрика
  • Мария Мельникова

История «великого заложника»: на экраны выходит драма «Аманат»

Авторы проекта обещают показать трагедию двух народов, а также историю любви аварца и дочери русского генерал-майора на фоне царственного Петербурга и величественного Кавказа

26 мая на большие экраны выходит драма «Аманат», в основу которой легла невероятная биография «великого заложника», сына мятежного имама Шамиля Джамалутдина, который должен был примирить Кавказ и Российскую империю. Авторы проекта обещают показать трагедию двух народов, а также историю любви аварца и дочери русского генерал-майора на фоне царственного Петербурга и величественного Кавказа.

Малоизвестная история нашей страны

С арабского языка «аманат» можно перевести как залог или гарантия. В 1839 году таким залогом стал девятилетний Джамалутдин. Российские войска вынудили имама Дагестана и Чечни Шамиля остановить военные действия и передать своего сына под опекунство Николая I как гарантию перемирия между империей и Кавказом. Юный аварец направился учиться в Санкт-Петербург, где нашел друзей и встретил любовь – дочь русского генерал-майора в отставке Елизавету Оленину. Однако война так и не закончилась, а Джамалутдин хорошо знал о своей миссии.

«Наш фильм – это история людей, вся жизнь которых является залогом чести, любви, долга и следования выбранного ими пути. Эта история носит характер такого всеобщего примирения в контексте нашей общей исторической памяти», – сообщил генеральный продюсер и автор идеи Шамиль Джафаров.

Не сыграть, а прожить

Авторы проекта потратили несколько месяцев в поисках актера на главную роль.

«Мы искали в Москве, в Петербурге, в Дагестане и в Грузии, пересмотрели огромное количество актеров, но подходящего все не было. Джамалутдин – это сложный образ, который требовал сочетания очень большой совокупности факторов. Но, в конце концов, нам улыбнулась удача, и на пробы пришел петербургский актер Амин Хуратов», – вспоминает кастинг-директор Алла Еремычева.

Амин Хуратов, который уже появлялся в исторических картинах, например, в «Союзе спасения», сообщил, что у него с Джамалутдином есть нечто общее, поэтому он и решился сыграть аварца.

«Это история о парне, у которого внутреннее состояние и внешнее положение разделены. Мне это понятно: моя мама русская, а отец – адыг. Я долго чувствовал себя чужим среди своих или своим среди чужих. Теперь разница культур не является моей болевой точкой, и я благодарен судьбе, что мои мама и папа именно такие. Мне захотелось пережить этот момент через другие обстоятельства, поэтому я и решился сыграть Джамалутдина», – рассказал он.

Найти Джамалутдину достойную экранную пару, чтобы зрители сразу почувствовали «химию» между героями, было также непросто. Как рассказала еще один кастинг-директор проекта Любовь Короткова, на роль Лизы Олениной пробовалось около 150 актрис. В итоге роль досталась Варваре Комаровой, которая знакома зрителям по сериалу «Этерна».

«В процессе подготовки к роли я прочитала множество литературы, а также письма, которые Джамалутдин и Лиза писали друг другу. Я даже пообщалась с французской писательницей, которая издала целую книгу про «великого заложника». И теперь я точно могу сказать, что мне нравится Лиза, потому что она боец. Нам в XXI веке трудно представить, что жениться по любви – это огромнейшая редкость для того времени и тех людей. В борьбе за свое счастье Лиза идет против системы. Она такая и не умеет по-другому», – рассказала актриса.

Для того чтобы достоверно передать любовь двух столь разных людей, актеры много работали не только на съемочной площадке, но и за ее пределами.

«Мы с Амином много разговаривали и думали, какими людьми были прототипы наших героев, чем они жили, что для них значила любовь. Мы много репетировали перед съемками, что огромная редкость для кино. В самом начале съёмок, конечно, было волнение, но мы его преодолели и пошли по тому пути, который был нужен нашим героям. Я восхищена Амином, я влюблена в его талант, в его стремления. Я очень надеюсь, что нам удалось не сыграть, а «прожить» эту историю», – сообщила Варвара Комарова.

Долго авторы проекта искали и своего императора Николая I. В итоге роль досталась Андрею Соколову, который хорошо знаком россиянам по ролям в сериалах «Зал ожидания», «Бальзаковский возраст или все мужики сво…» и многих других.

«Людей такого масштаба в истории достаточно, но всё-таки они значимы, и соприкосновение с их личностью очень интересно. Для меня важно, что в нашем фильме Николай I предстает не только как государь, но и как человек», – сообщил актер.

Даниил Страхов предстанет перед зрителями в редком для себя амплуа непорядочного и жестокого графа Мамонова. Появление этого актера в фильме вряд ли можно назвать сюрпризом, ведь многие россияне, а особенно россиянки еще по сериалу «Бедная Настя» прекрасно помнят, как Даниилу Страхову идет николаевская эпоха.

По коням

Практически все персонажи фильма, как и многие современники Николая I, владеют оружием и в состоянии оседлать лошадь. В результате актерам пришлось много тренироваться, однако сложнее всего пришлось Амину Хуратову.

«Я владею навыками театрального фехтования и с детства занимаюсь спортом, но Джамалутдин – это элитный воин, да еще и рожденный в местах, где обращаться с оружием учат с раннего детства, поэтому мне пришлось долго и серьезно тренироваться», – рассказал актер.
Варваре Комаровой брать в руки оружие не пришлось, однако она освоила азы конного спорта.

«Я должна была держаться в седле так, будто занимаюсь этим с раннего детства, поэтому мне пришлось долго тренироваться. Управлять лошадью не так просто, как может показаться со стороны. Это стихийное животное, если так можно сказать, то есть ей всё равно, съёмки или обычный день, она всегда на своей волне», – вспоминает Варвара Комарова.

Для того чтобы никто не пострадал, съемочная группа привлекала каскадеров.

«Слава Богу, у нас обошлось без значительных травм. Единственное – одному из актеров массовой сцены лошадь наступила на ногу. Конечно, ему было очень больно, но человек быстро вернулся в работу», – рассказал один из двух режиссеров «Аманата» Рауф Кубаев.
Кстати, да, у картины два режиссера.

Две головы лучше

Съемки фильма «Аманат» начались в 2018 году, а подготовка к ним – еще раньше. Масштабные исторические картины с натурными декорациями, батальными сценами и развитием истории длиною в десяток лет всегда «собираются» долго, однако в данном случае процесс усложнила эпидемия коронавируса.

«С момента, когда я получил приглашение участвовать в этом проекте, прошло больше шести лет. Сначала мы очень долго возились со сценарием, бесконечно что-то переделывая и дописывая. Потом съемки прерывались сначала по финансовым причинам, потом уже из-за коронавируса. В какой-то момент я был вынужден согласиться на участие в другом проекте, но все же надеялся вернуться к «Аманату», однако в итоге фильм доснял Рауф Кубаев. Я ему очень благодарен: он не просто талантливо снял свою часть картины, но и идеально подстроился под уже готовый материал. Я уверен, что если человек не знает, что фильм сняли два режиссера, то не поймет этого даже после просмотра», – рассказал режиссер Антон Сиверс.

Кроме того, у проекта весьма широкая география, ведь съемки шли в Петербурге, а также в Гунибском районе Дагестана.

«В Северной столице самая большая сложность состояла в том, чтобы хоть ненадолго очистить нужные локации от толп туристов. Зато нам на удивление повезло с погодой, зато ее переменчивое настроение мы хорошо прочувствовали на Кавказе», – отметили авторы проекта.

Несмотря на то, что в Гунибский район туристов приезжает гораздо меньше, чем в Петербург, съемочной группе все равно приходилось избегать случайных свидетелей.

«Весь район превратился в огромную съёмочную площадку, слух о которой разлетелся моментально по всем ближайшим населённым пунктам. Проект «Аманат» стал национальной гордостью Дагестана задолго до того, как был готов даже первый трейлер. Все хотели принять участие, как-то помочь группе воплотить известную легенду в кино, – рассказали авторы проекта, добавив, что помощь многих оказалась кстати. – Местные жители распахнули свои дома и открыли сундуки, подарив нам множество аутентичных вещей. Некоторые элементы костюмов не пришлось даже «фактурить». Но, пожалуй, самой большой драгоценностью стал национальный свадебный наряд, в котором на экране появляется невеста Джамалутдина. Его вместе с серебряными украшениями привезли из краеведческого музея. Это и раритет, и штучный товар, и прямое прикосновение к истории».

Закрыть