Яндекс.Метрика
  • Мария Мельникова

Режиссер Сергей Снежкин впервые прокомментировал суд с «Ленфильмом»

В июле 2021 года киностудия «Ленфильм» подала в Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти иск на 4 миллиона рублей к режиссеру, главе петербургского Союза кинематографистов Сергею Снежкину. Как идет суд, режиссер рассказал «Петербургскому дневнику»

Согласно иску, «Ленфильм» требует взыскать с Сергея Снежкина аванс 4 миллиона рублей, которые он получил 16 июня 2018 года за подготовку к 1 сентября того же года сценария к художественному фильму с предварительным названием «Битва на Халхин-Голе», а также синопсиса.

«На настоящий момент автором не переданы в адрес студии оригиналы сценария и синопсиса, сторонами не подписаны акты приема-передачи сценария и синопсиса, что свидетельствует о невыполнении автором обязательств по договору», – говорится в иске киностудии.

Разбирательство еще продолжается, однако ни одна из сторон конфликта до сегодняшнего дня не комментировала происходящее. Сергей Снежкин решил прервать молчание и рассказал «Петербургскому дневнику» свое видение этой ситуации.

– Сергей Олегович, иск «Ленфильма» стал для вас сюрпризом?

– Да, потому что сценарий к «Битве на Халхин-Голе» я написал в оговоренные сроки и передал его по электронной почте Эдуарду Пичугину, который в 2018 году был генеральным директором «Ленфильма». Причем в целом моя работа оценивалась в 7 миллионов рублей, поэтому я должен был получить еще 3 миллиона, однако со мной никто не расплатился.

Наличие сценария доказывает рецензия Военно-ис­торического общества. А сам Эдуард Пичугин, рассказывая СМИ о съемках этого фильма, неоднократно сообщал, что сценарий уже написан мной. Такие публикации были в ТАСС, в «Российской газете» и во многих других изданиях.

Кроме того, редактором сценария был легендарный кинематографист, многолетний председатель Госкино России Армен Николаевич Медведев, который тоже не получил деньги за работу.

Я совершил литературный подвиг, потому что для такого рода работы требуется года два, я же уложился в шесть месяцев. До того как начать писать сценарий, я знал об этой битве на уровне школьной программы, поэтому мне пришлось купить и прочитать огромное количество исторических исследований, даже восемь томов «Библиотеки монгольской литературы»! Я проделал огромную работу, чтобы написать сценарий.

– Руководство киностудии «Ленфильм» сообщало вам, что сценарий их не устраивает, просило внести какие-то правки?

– Нет.

– Вы предоставили суду документы, доказывающие, что сценарий вы написали? Вызывали свидетелей, которые могут это подтвердить? Эдуард Пичугин принимает участие в процессе?

– Все документальные доказательства мы, конечно, передали в суд. Наших свидетелей в суд пока не вызывали. Привлечь к разбирательству Эдуарда Пичугина может только судья.

– А вы пробовали связаться с Эдуардом Пичугиным или Федором Щербаковым, сказать: мол, мы же все знаем, что сценарий есть.

– Эти люди и так прекрасно знают, что сценарий есть.

Этот иск – месть мне со стороны Эдуарда Пичугина, потому что это я в 2019 году призвал членов Союза кинематографистов обратиться к президенту Владимиру Путину с просьбой уволить все руководство «Ленфильма».

Наше письмо подействовало – буквально через месяц Эдуард Пичугин вынужден был покинуть свой пост, а так бы до сих пор там сидел.

– Но сейчас «Ленфильм» возглавляет Федор Щербаков, а не Эдуард Пичугин.

– Эдуард Пичугин и Федор Щербаков – это две ипостаси одного целого, это одна команда. Они хотят заставить меня и других кинематографистов молчать. 4 миллиона рублей – большая для меня сумма. Я намерен судиться до последнего, потому что знаю, что прав.

Кстати, в похожей ситуации оказался автор сценария к фильмам «Афоня», «Ворошиловский стрелок» и еще многих других известных картин Александр Бородянский. Ему тоже не заплатили за сценарий, но он пошел в суд и отсудил у Эдуарда Пичугина все, что положено.

– Эдуард Пичугин неоднократно заявлял, что вы были друзьями и ваше обращение к президенту по поводу его увольнения стало для него настоящим шоком.

– Мы никогда не дружили. Когда он только пришел на «Ленфильм» в 2012 году, я навел справки, все говорили, что это нормальный человек. Я в это поверил. Тогда же на киностудию пришел и Федор Бондарчук (режиссер, председатель совета директоров «Ленфильма». – Ред.), и мы в союзе надеялись, что черные времена для «Ленфильма» позади.

На все вопросы о состоянии киностудии Эдуард Пичугин отвечал, что все нормально, все под контролем. За несколько дней до того съезда, на котором я инициировал письмо президенту с просьбой уволить Эдуарда Пичугина, мне позвонили журналисты с радиостанции Business FM и спросили, что я думаю о возможном банкротстве «Ленфильма». Я был в ужасе, узнав, что руководство киностудии несколько лет просто всем врало, поэтому и начал требовать отставки Эдуарда Пичугина.

Надо провести проверку и выяснить, куда делись кредитные полтора миллиарда, которые дал «Ленфильму» банк ВТБ. Любой новый директор, приходя в компанию, всегда проводит аудит, однако ни Инесса Юрченко (временно исполняла обязанности генерального директора «Ленфильма» с 7 февраля по 7 сентября 2020 года. – Ред.), ни Федор Щербаков этого не сделали. Или сделали, но умолчали о результатах.

– Почему вы обвиняете действующее руководство «Ленфильма» в уничтожении киностудии, если сейчас там дела идут явно лучше, чем когда-либо с 1991 года? «Ленфильм» рассчитался с долгами и при поддержке Министерства культуры РФ и правительства Петербурга запустил сценарно-режиссерскую лабораторию «Ленфильм-дебют» для начинающих кинематографистов, которые теоретически смогут снять свои первые картины на студии.

– Я не согласен, что дела на «Ленфильме» идут хорошо. После распада Советского Союза, да даже до того, как студия влезла в долги перед ВТБ, там снимали фильмы, а это самое главное. Сейчас же постоянно ходят слухи о том, что павильоны «Ленфильма» будут сдаваться в аренду под кафе или выставки (руководство киностудии это отрицает. – Ред.), тогда киностудия превратится в пошлый бизнес-центр, в котором уже никто и никогда не будет снимать фильмы. По факту «Ленфильм» уже утратил все признаки киностудии – снимать картины там нельзя. То, что они называют съемками, – просто фикция.

К тому же долги отдала не киностудия, а государство.

– Как вы считаете, что нужно сделать, чтобы изменить ситуацию?

– Для начала нужно разогнать все действующее руководство, потом вызвать санэпидемстанцию, а после – священника, чтобы он там все освятил. Процедура, кстати, всего 10 тысяч рублей стоит, я узнавал. Потом надо дать юридическую и экономическую оценку действиям всех гендиректоров, которые работали на «Ленфильме» после 1991 года. Потом пригласить хотя бы десяток честных и талантливых людей, ориентированных именно на возрождение кинопроизводства.

Талантливых людей недостаточно, нужны деньги на закупку оборудования и прочего.

Деньги должно выделить государство, это оно ставило во главу «Ленфильма» некомпетентных людей, значит, именно оно должно заплатить за их ошибки, как это было, например, с АвтоВАЗом.

– Вы хотели бы возглавить «Ленфильм»?

– Нет, во-первых, я действующий режиссер, во-вторых, я возглавляю петербургский Союз кинематографистов, а это непросто. Мне 67 лет, у меня трое детей и много работы. Кстати, это первый суд в моей жизни.

– Вы планируете участвовать в выборах главы петербургского Союза кинематографистов, которые состоятся сегодня?

– Да. Потому что многие люди связывают со мной определенные надежды, в том числе на возрождение «Ленфильма». Насколько я знаю, недовольные моей деятельностью готовят в качестве главы союза актрису и депутата Законодательного собрания Петербурга Анастасию Мельникову.

На заметку

Сергей Снежкин возглавляет Союз кинематографистов Санкт-Петербурга с 22 мая 2014 года. Сегодня должно состояться заседание союза, на котором решится вопрос о том, кто будет возглавлять организацию в дальнейшем.

Ответы бывшего главы «Ленфильма» Эдуарда Пичугина и нынешнего, Федора Щербакова, на заявления Сергея Снежкина читайте тут, Анастасии Мельниковой – тут.