Яндекс.Метрика
  • Юлия Николаева

«Таких произведений искусства нет нигде в мире»: петербургский врач – о загадках каменных истуканов на острове Пасхи

Со дня его открытия европейцами прошло ровно 300 лет

Ровно 300 лет назад, 5 апреля 1722 года, голландский мореплаватель Якоб Роггевен первым из европейцев высадился на остров Пасхи. Это было пасхальное воскресенье и остров был назван в честь христианского праздника. До сих пор главной загадкой этого места являются гигантские статуи моаи: кто и зачем их строил, а также почему некоторые остались незавершенными? Ответы на эти вопросы пытались дать самые известные путешественники. Профессор кафедры функциональной диагностики Медицинского университета имени Павлова, доктор медицинских наук Андрей Кузнецов однажды побывал на острове Пасхи и стал изучать историю создания моаи. В интервью «Петербургскому дневнику» врач дал собственную трактовку происходящим на острове процессам.

Тайна острова Пасхи

Андрей Кузнецов убежден, что в жизни не бывает случайностей. В юности ему в руки попалась книга Тура Хейердала «Аку-Аку», а в двадцать первом веке появилась возможность собственными глазами увидеть этот маленький клочок земли.

«Тайн на этом острове полно, и некоторые до сих пор не разгаданы. Например, как такой маленький народ, численность которого на пике своего процветания была не больше 10 тысяч человек, сумел создать такие уникальные произведения искусства, которых нет больше нигде на Земле, – удивляется наш собеседник. – В производстве моаи были заняты все жители острова».

Существует предание, что когда-то остров заселили два народа. Представители одного обладали обычной внешностью, а другие имели традицию вытягивать мочки ушей до плеч. Гигантские исполины изображают именно последних – «длинноухих» людей. Андрей Кузнецов объясняет, что истуканы обладают рядом особенностей: ухо расположено очень высоко на макушке, а мочка заканчивается на уровне рта, при этом у лица очень маленький лоб.

«Странные лица, и даже не сразу можно понять, чем они необычны. Дело в том, что у этих моаи нет мозгового черепа, их убрали, причем сделали это так классно, что статуи не выглядят как калеки. Просто их создали очень искусные люди, которые делали скульптуры лиц, а не голов».

К этому пониманию идеи творцов врач пришел благодаря своему художественному опыту. Дело в том, что Андрей Кузнецов занимается не только кардиохирургией, но и рисунком и мелкой пластикой. Он рисует портреты людей, которых каждый день видит в метро.

«Один художник спросил: «Почему у тебя все затылки обрезаны?» Мои портреты действительно не закончены, и с точки зрения учебного рисунка они все неправильные, – признается медик. – Но мне это не важно, потому что я рисую лица. Иногда достаточно нескольких линий и образ уже получился. И моаи изображают лица, а не головы, и это было сделано профессионально».

Когда мужчина вернулся с острова Пасхи, то стал делать копии, различные модели моаи. Как правило, процесс изготовления выглядит так: делается миниатюрная копия из пластилина, а потом она отливается из бронзы. Иногда удается найти время и силы, чтобы самостоятельно вырубить большую голову моаи из дерева. Сходство с оригиналом поразительное. Автор считает «длинноухих» гениальными творцами. «Изолированные от всего человечества, они совершили настоящий подвиг – создали этих истуканов высотой до 20 метров», – восхищается врач.

Загадки моаи

Всего на острове около 900 монолитных статуй. На небольшом клочке суши они расположены неравномерно. И это ещё одна загадка. По мнению некоторых исследователей, большую их часть просто не успели разнести по острову из каменоломни, расположенной на вулкане Рано-Рараку. Аргумент популяризаторов острова и исследователя Тура Хейердала состоит в том, что у заготовок нет глаз, а значит, их просто не успели закончить и переместить в нужное место. Петербургский врач придерживается иной точки зрения.

«Логика в этом есть, но возникает вопрос, а нужны ли моаи глаза? Посмотрите, какие скульптуры выбирают современные мастера, чтобы создать копии, – те, что находятся на вулкане, то есть «незаконченные, без глаз». Эти последние статуи – шедевры искусства. Рапануйцы стали делать практически портретные скульптуры: с пухлыми щеками, морщинами на лбу в виде сеточки, с бородой, – рассказывает собеседник. – Там толстая шея, а там удлиненная. Лоб, посмотрите, какой выразительный, интеллект появился».

По мнению собеседника «Петербургского дневника», последние статуи делались быстро, люди не выдержали напряжения, и общество взорвалось. Дело в том, что руководила процессом на острове правящая элита из числа «длинноухих», а тяжёлой камнетёсной работой занимались «короткоухие». В какой-то момент силы оказались на пределе. Восстание привело к почти полному уничтожению «длинноухих». Это произошло примерно в 1680 году. Затем последовали гражданская война, спровоцировавшая голод и экологическую катастрофу. Кузнецов уверен, что это стало настоящим бедствием для островитян: производство остановилось, традиции были потеряны, затяжная гражданская война привела к ситуации, которую сегодня называют моделью «ядерной зимы».

Спрашиваю, почему знакомство с островом стало знаковым событием?

«Другого такого места нет, и других таких моаи нет. Это не значит, что мне не нравится Венера Таврическая в Эрмитаже, она совершенно божественная. Думаю, что причина такого притяжения кроется в таланте и гении тех, кто создал моаи. Смотрите, сколько я их уже сделал, – говорит Андрей Александрович, открывая сейф с парой десятков бронзовых фигурок. – Мне хочется их делать, и «длинноухим» тоже хотелось их делать».

При этом мастер считает, что знаниями нужно делиться. В ближайшее время он собирается рассказать о том, как и кто делал моаи, студентам художественного вуза.

Таблички ронго-ронго

Жители острова Пасхи не только умели делать огромные статуи, но и обладали своей письменностью. Они писали на деревянных табличках, которые называются ронго-ронго. Таких текстов больше нет нигде на Земле. Похожие фрагменты встречались только на каменных печатях древнейшего города Мохенджо-Даро, который находился в Пакистане.

«Изначально таких табличек было несколько тысяч, но на сегодняшний день в мире их осталось 26 штук. Эти тексты перевела Ирина Фёдорова. Все ожидали, что на этих табличках будет написано, как островитяне делали моаи, зачем они их делали, какие были вожди и вообще всё, что нам интересно про остров Пасхи. Но ничего подобного. Если дословно перевести на русский язык, то там написано – «посеял ямс, ямс, ямс, собрал урожай, посеял батат, батат...» В общем, какая-то бессмыслица», – говорит врач.

Но и этой бессмыслице нашлось объяснение. Известный нейролингвист Алексей Биркин проанализировал степень воздействия текста на человека. Причём не через смысл, а через звукосочетание.

«И он совершенно точно доказал, что древние тексты в десятки раз сильнее оказывают на нас воздействие, чем тексты Пелевина, к примеру. Я отправил ему тексты ронго-ронго, и он показал, что это суггестивные тексты. То есть тексты, которые, скорее всего, использовали жрецы, чтобы держать паству во власти, – объяснил мужчина. – Причём для острова Пасхи это было куда важнее, чем то, что цивилизация ждёт от этих текстов».