
Первую советскую атомную подлодку разрежут пополам, чтобы доставить к месту установки в будущем музее Кронштадта

Легендарная К-3 «Ленинский комсомол», первая советская атомная подводная лодка (АПЛ) станет главным экспонатом Музея военно-морской славы в кластере «Остров фортов».
Специальные блоки для будущего опорного основания К-3 изготовлены на Выборгском судостроительном заводе. Их монтаж и другие ремонтные работы сейчас идут на Кронштадтском морском заводе. В настоящее время демонтировано примерно 30 тонн металлоконструкций и специального антишумового покрытия на корпусе лодки. Демонтированные детали будут заменены аналогами: при реставрации подводной лодки стоит задача сохранить максимальную аутентичность легендарного корабля.
Генеральный директор автономной некоммерческой организации «Остров фортов» Константин Чамилович сообщил, что проведено полное техническое обследование лодки. Подготовлена необходимая техническая документация. Изготовлены и монтируются опорные блоки, которые необходимы как для транспортировки субмарины, так и для ее установки в будущем Музее военно-морской славы в кластере «Остров фортов». В настоящее время идут работы по ремонту легкого корпуса (внешнего), восстановлению набора между прочным и легким корпусами. Продолжается дефектовка (выявление скрытых повреждений).
«Операция по транспортировке лодки будет состоять из двух частей. Морская. По завершении ремонтных работ подлодку установят на специальную полупогружную баржу, откуда ее перевезут к морскому терминалу. Часть – на земле. Лодку закатят на особые транспортные полуоси и на них провезут по земле 4,5 километра до фундаментной плиты, где она будет установлена. Это абсолютно уникальная операция. Насколько мне известно, такого не делал еще никто в мире», – рассказал Константин Чамилович.

Планируется, что по земле лодку удастся перевезти всего за одну ночь при средней скорости движения транспортной платформы 5 километров в час. При этом придется снять часть дорожных знаков и светофоров, в некоторых местах расширить дорожное полотно.
«Есть и свои неожиданности. Монтажники рассказывали нам, что между прочным и легким корпусами при проведении работ они обнаружили резиновое покрытие, которого не было в документации. Это дополнительные работы, которые пришлось выполнить, чтобы провести дефектовку», – продолжил Чамилович.
В итоге подлодка станет центральным объектом экспозиции будущего Музея морской славы «Острова фортов». Вокруг лодки, между двумя историческими зданиями арсеналов, будет возведен огромный купол, где и разместиться музей.
Ремонт и реставрация внутреннего убранства субмарины будут вестись уже после установки на суше.
Генеральный директор Кронштадтского морского завода Анатолий Белоев напомнил, что для завода это не первая задача по ремонту исторических кораблей. Например, именно тут проходила реставрация знаменитого крейсера «Аврора».
«Среди работ с корпусом проводится и очистка внутренних помещений лодки. Все-таки лодка много лет находилась в нерабочем состоянии. Взяли на себя дополнительный объем работ, чтобы уменьшить объем работ, которые будут проводиться после установки лодки на фундамент, – говорит Анатолий Белоев. – Работы над лодкой ведутся в ежедневном режиме. В общей сложности трудятся 60 специалистов по 12 часов в день».

Он добавил, что дефектация корпуса показала – внешний корпус сгнил почти на 80 процентов. Внутри тоже немало проблем – работы не меньше, чем снаружи.
«Пока мы просто очищаем внутренние помещения. Еще на подготовительном этапе, вместе со специалистами Военно-морского флота, мы провели работы, чтобы внутри просто можно было работать. Выполнены работы по вентиляции, дегазации, радиационному контролю в отсеках лодки. Сейчас изнутри откачивают накопившиеся отходы, моют отсеки. После ремонта корпуса, внешне, он будет восстановлен один в один, это же история», – сказал Белоев.
В мае 2022 года подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол» покинет док и начнется уникальная инженерная операция по ее транспортировке и установке в здании будущего музея. Отметим, что общая длина лодки – 108 метров, водоизмещение – 2,5 тысячи тонн.
«Были проанализированы различные варианты транспортировки К-3 «Ленинский комсомол» и разработана оригинальная схема – безопасная для экологии Финского залива, оптимальная по срокам и затратам. Она сочетает морские операции с сухопутной перевозкой по улицам города Кронштадта», – ранее отметила руководитель проектного офиса по созданию туристско-рекреационного кластера «Остров фортов» Ксения Шойгу.
В мае К-3 будет отбуксирована к Выборгу, где с помощью «мертвых якорей» установлена на погружной барже «Атлант» – единственной в России, подходящей для перевозки корабля такого размера и способной поднять его до уровня причала в порту «Моби Дик» в Кронштадте. Оттуда начнется сухопутная часть операции по транспортировке.
Напомним, К-3 перевезена из Снежногорска (Мурманская область) в Кронштадт в конце прошлого года на транспортно-погружном доке «Свияга».
Подробнее узнать о службе первой советской АПЛ можно в материале «Петербургского дневника» тут.