Яндекс.Метрика
  • Андрей Сергеев

К-3 – атомная легенда

Один из непосредственных участников создания первой советской атомной подводной лодки К-3 «Ленинский комсомол» рассказал «Петербургскому дневнику» о рождении и судьбе легенды отечественного подводного кораблестроения.

Один из непосредственных участников создания первой советской атомной подводной лодки К-3 «Ленинский комсомол» рассказал «Петербургскому дневнику» о рождении и судьбе легенды отечественного подводного кораблестроения. 

В 1952 г. группа ведущих советских ученых-атомщиков (Игорь Курчатов, Анатолий Александров, Николай Доллежаль) представили в правительство предложение об использовании атомной энергии на подлодках. В том же году Совет Министров СССР принял постановление, подписанное лично Сталиным, о создании первой отечественной АПЛ.

В проектировании и постройке атомохода приняли участие более 350 организаций, в том числе 20 конструкторских бюро (КБ) и около 80 заводов. Основная работа по проекту была возложена на СКБ-143 (ныне – СПМБМ «Малахит») под руководством Владимира Перегудова, выдающегося инженера-кораблестроителя и опытного подводника.

Собственный путь

К 1950‑м гг. атомная энергетика представляла собой малоизученную область. Достаточно вспомнить, что первый опытный реактор в Москве был запущен только в 1947 г., а первая отечественная АЭС начала работу в Обнинске лишь в 1954 г.

«Это время было сродни переходу от парусного флота к паровому, – рассказывает Радий Шмаков, главный конструктор АПЛ 1-го и 2-го поколений СПМБМ «Малахит», один из участников разработки первой советской АПЛ. – При этом наши ученые шли своим собственным путем. Использовались только отечественные наработки».

По словам Радия Шмакова, идея создания транспортного корабельного реактора возникла у Игоря Курчатова, основателя и первого директора Института атомной энергии, еще в 1950 г. Тогда подобный реактор называли «урановым котлом».

Создателям первой советской АПЛ пришлось решать широкий спектр инженерных проблем. К примеру, по проекту рабочая глубина лодки должна была составлять 300 м. К тому моменту максимальная глубина, на которой действовали военные субмарины, составляла 200 м. Атомная силовая установка значительно повышала скорость субмарины по сравнению с «дизелями». Это потребовало создания новой, гораздо более прочной стали для корпуса корабля. В ЦНИИ-18 (ныне – ЦНИИ КМ «Прометей») под руководством академика Игоря Горынина была создана специальная марка стали – АК-25. Сплав удачно сочетал в себе высокую прочность и хорошую пластичность.

Чтобы добиться наилучших показателей хода и маневренности, в архитектуру корабля внесли сущест­венные изменения. Так, носовую оконечность было решено выполнить в форме торпеды. Ранее применялась только штевневая (остроконечная, сродни надводным кораблям). Ограждение рубки «лимузинного типа», как окрестили нововведение на флоте, отличалось малыми размерами и плавными формами. Кормовая оконечность имела стабилизаторы и рули обтекаемой формы, а выступающие части легкого корпуса лодки убирались под специальный настил. Для такой конструкции характерны объемное обтекание и низкий коэффициент сопротивления, позволяющий минимизировать потери в скорости.

«Изначально выбор такой формы носа был вынужденным. На стадии эскизного проекта по центру носовой части лодки должен был располагаться торпедный аппарат большего диаметра длиной 24 м, – рассказывает Радий Шмаков. – Предполагалось, что лодка будет вооружена торпедами Т-15 калиб­ром 1550 мм, способными нести 100‑мегатонный заряд». Идея установки суперторпеды на субмарину для прорыва противолодочной обороны и атаки на морские базы противника принадлежала известному академику Андрею Сахарову.

По словам Радия Шмакова, в окончательном варианте проекта от размещения Т-15, или, как ее еще называли, «царь-торпеды», отказались. К тому моменту завершились испытания 533 мм торпед с атомным зарядом, и необходимость в громоздких Т-15 отпала. А после тщательного анализа выяснилось, что эффективно применить Т-15 можно только против двух военно-морских баз противника – Гибралтар и Перл-Харбор. Технический проект откорректировали, после чего разместили в носовой части лодки восемь торпедных аппаратов калибром 533 мм.

Постановлением Совета Министров СССР от 26 марта 1955 г. назначение К-3 было сформулировано следующим образом: «Объект предназначен для нанесения торпедных ударов по боевым кораблям и транспорту противника при действиях на океанских и удаленных морских сообщениях».

Чтобы повысить акустическую скрытность лодки, оборудование субмарины амортизировалось, а корпус был покрыт противогидролокационным покрытием. Уровень шума снизился настолько, что более тихоходные «дизеля» были куда заметнее, чем новая АПЛ.

Рекордные сроки

Поскольку атомная субмарина могла месяцами находиться под водой, особое внимание было уделено условиям размещения экипажа.
«Впервые проект преду­сматривал улучшение условий обитаемости. К примеру, офицеры размещались в 1-, 2- и 4‑местных каютах. На подлодке также имелась кают-компания для экипажа», – говорит кораблестроитель. Внутреннее убранство лодки отличалось пышнос­тью. Мебель была выполнена по спецзаказу из ценных пород дерева, при этом в случае необходимости могла трансформироваться для выполнения практичес­ких функций.
АПЛ К-3 «Ленинский комсомол» по проекту 627 стала первой советской атомной подлодкой (третья в мире). Закладка лодки состоялась в Северодвинске 24 сентября 1955 г. Субмарина была спущена на воду в октябре 1957 г. Сложнейшая техническая задача по проектированию и постройке была выполнена в рекордно короткие сроки, всего за 6 лет. Первого июля 1958 г. К-3 вошла в состав ВМФ СССР.

Полевой ремонт

Первый выход в море выявил ряд недостатков нового корабля. «Главной проблемой стали микротрещины трубных систем парогенераторов. Для ликвидации в СКБ-143 были приняты самые решительные меры», – отметил Радий Шмаков. На трубопроводы установили ионообменные фильтры, а сами парогенераторы выполнили из более прочного материала. В результате удалось повысить их ресурс службы в 30 раз.

На этом проблемы не закончились. На К-3 держался повышенный радиоактивный фон. На тот момент это считалось неизбежным злом для революционно нового корабля. Впоследствии лодки этой серии строились по доработанному проекту 627 А. Всего было построено 13 кораблей серии.

«Ключевое отличие наших лодок от американских было в том, что они были «напряженные». Мы сразу задали большие мощности и давление, поэтому почти все наши подлодки скоростные, – рассказывает Радий Шмаков. – Ввиду этого поначалу металл не держал – были микротечи и повышенный радиоактивный фон. Потом использовали другие материалы, в том числе титан, и проблема была решена».

К Северному полюсу!

В августе 1958 г. американская АПЛ «Наутилус» пересекла Северный полюс. С этого момента СССР оказался в зоне досягаемости ракет вероятного противника. Долгое время США пребывали в уверенности, что советские конструкторы не смогут создать собственную АПЛ и уж точно она не сможет переиграть их высокотехнологичное творение. Они ошиб­лись: советская АПЛ была почти на 10 узлов быстрее и могла погружаться на 100 м глубже, а 17 июля 1962 г. подводная лодка К-3 прошла точку Северного полюса Земли. Затем АПЛ совершила всплытие. В торжественной обстановке советские моряки водрузили государственный флаг на самом высоком торосе.

На Родине подводников встречали как космонавтов. Никита Хрущев ждал моряков на берегу и лично вручил звезды Героев руководителю исторического похода контр-адмиралу Александру Петелину, командиру К-3 капитану 2-го ранга Льву Жильцову и инженер-капитану 2-го ранга Рюрику Тимофееву. Остальные члены экипажа получили медали.

На грани взрыва

Восьмого сентября 1967 г. штаб дивизии атомных подводных лодок в Гремихе получил тревожный сигнал из Норвежского моря: на К-3 объемный пожар. Это стало крупнейшей аварией на К-3, которая унесла жизни 39 подводников.

Как позднее установила комиссия, причиной воспламенения в торпедном отсеке стал прорыв в одном из узлов системы гидравлики. Только благодаря умелым действиям экипажа и уникальным характеристикам, заложенным конструкторами в К-3, удалось избежать детонации торпед с ядерной начинкой.

Лодка-музей

В 1991 г. К-3 была выведена из состава Северного флота. Сейчас лодка находится в Снежногорске (Мурманская область) на заводе «Нерпа». Первоначально ее планировалось утилизировать, но впоследствии было решено устроить из героической подлодки музей. Одним из вариантов вечной стоянки субмарины рассматривался Петербург. Однако ввиду больших финансовых затрат пока этот проект неосуществим, и К-3 остается ждать своего часа.

«Лодка разрезана на две части, реакторный отсек извлечен и теперь должен быть заменен на аналогичный отсек, в котором будет установлен макет реактора, – говорит Радий Шмаков. – Сейчас конвертация идет. Это нужно для того, чтобы спустить лодку на воду. Она будет установлена на четыре понтона по 200 кубов каждый. По примерным оценкам, для переоборудования К-3 в музей необходимо примерно 500 млн рублей».

Тактико-технические характеристики АПЛ К-3 «Ленинский комсомол» 627-го проекта (November по классификации НАТО):

Водоизмещение (надводное/подводное) – 3065/4750 т.
Скорость (надводная/подводная) – 15,2/30 узлов.
Автономность – 60 суток.
Рабочая глубина погружения – 300 м.
Экипаж – 104 человека.
Вооружение – 8 торпедных аппаратов калибром 533 мм.
Боезапас – 20 торпед, в обычной комплектации – 6 с термоядерными зарядами по 15 килотонн каждая.

1954 год – американцы приняли в состав своего ВМФ первую в мире АПЛ – USS Nautilus. Разработка проекта по созданию АПЛ велась с 1947 г.