Яндекс.Метрика
  • Мария Мельникова

«Это чудо какое-то»: режиссер «Боксбалета» прокомментировал результаты «Оскара»

Антона Дьякова они полностью устраивают

Российский режиссер-аниматор, художник и сценарист Антон Дьяков не получил «Оскар» за свой мультфильм «Боксбалет». В номинации «Лучший короткометражный мультфильм» победителем стал «Стеклоочиститель» испанского режиссера Альберто Мьельго. Тем не менее Антон Дьяков все равно считает себя победителем, а все случившееся с ним – чудом. Об этом он рассказал «Петербургскому дневнику».

– Как вы провели минувшую ночь?

– Прекрасно выспался. Церемония награждения шла глубокой ночью, а мне работать надо, так что я решил не ждать.

– Расстроились, что «Оскар» достался не вам?

– Нет, конечно, у меня не было абсолютно никаких ожиданий. То, что российский независимый мультфильм, нарисованный для нашей публики, для людей, выросших в культуре постсоветского пространства, поняли за океаном и номинировали на «Оскар», да еще в такой непростой геополитической обстановке, – чудо какое-то! Я получил бешенный отклик от зрителей со всего мира. Как вообще в этой ситуации можно быть расстроенным? Я счастлив! Никогда не думал, что моя работа может достичь такого.

Я, наверное, один из немногих, кто смотрел «Стеклоочиститель», и могу сказать, что мультфильм хороший. Рекомендую всем его посмотреть. Я общался с авторами по ZOOM и могу сказать, что это классные ребята. Кстати, в этом году в номинации «Лучший короткометражный мультфильм» не было ни одной американской работы.

– Сейчас действительно не самая простая геополитическая обстановка, и представителей нашей страны стабильно исключают из международных соревнований и конкурсов. Даже дуб Тургенева исключили. Ваш мультфильм удержался. Вы этому удивлены? Было беспокойство, что его могут исключить из номинации в последний момент?

– Нет. Я вообще все время с момента, как «Боксбалет» попал в лонглист «Оскара», был абсолютно спокоен. Если бы мой мультфильм исключили, то всем было бы понятно, что это сделано по политическим причинам, а не из-за художественной составляющей. До церемонии я немного общался с другими номинантами на «Оскар» и не почувствовал никакого предвзятого отношения. Вообще, главное в моем мультфильме – это идея объединения людей. Я верю, что адекватность людей по обе стороны океана доминирует.

– Вы планировали лично присутствовать на церемонии вручения «Оскар»?

– Да, но когда подошло время делать американскую визу, россиянам ее перестали выдавать.

– Вы когда-нибудь мечтали об «Оскаре»?

– Нет. Это награда всегда была для меня какой-то далекой, абстрактной, как будто из другого мира. Я работаю в сегменте авторской анимации, это пространство художественных поисков, альтернативных дизайнов. Это как будто не совсем совпадает с «Оскаром». «Оскар», на мой взгляд, это все же про мейнстрим. Я вообще не думал ни о каком фестивальном будущем моего мультфильма, занятие это глупое и неблагодарное, я точно работаю не для этого, мне важнее реакция зрителей.

– Чья была инициатива подать ваш мультфильм на «Оскар»?

– Этим занималась анимационная студия «Мельница», поэтому всего я даже не знаю. Однако точно помню, что, прежде чем претендовать на «Оскар», надо, чтобы фильм в своем резерве имел хотя бы одну победу на международном фестивале, который как-то маркирован «Оскаром», а таковых немного.

– Как пришла идея мультфильма?

– Когда-то я преподавал в школе и заметил, что если предложить детям рисовать то, что им хочется, то девчонки, как правило, рисуют принцесс с балеринами, а мальчишки – спортсменов или военных. Тогда я сел и задумался о ролевых моделях, и почему большинство детей от них не отходят, даже когда есть такая возможность. Я уверен, что сейчас ничего не изменилось, просто у современных детей свои герои, например Супермен или Бэтмен, но они также укладываются в ролевые модели.

Через какое-то время я уже в записи посмотрел два знаменитых боя Майка Тайсона с Эвандером Холифилдом, это когда первый второго за ухо укусил. Я никогда особенно не интересовался боксом, но эта битва меня очень впечатлила. Когда боксеры выходят на ринг, то обычно играет какая-то громкая агрессивная музыка, Эвандер Холифилд же появился под церковный хорал. Позже я узнал, что он очень религиозный человек, что к началу боя с Майком Тайсоном по боксерским меркам он был почти в предпенсионном возрасте, что за всю свою спортивную карьеру звезд с неба не хватал. В общем, на него никто не ставил, однако он вышел и победил.

Какой-то комментатор сказал: «Холифилда встречают как человека, который совершил чудо». Я осознал, что происходящее на ринге – верхушка айсберга, а там за кулисами настоящая жизнь, которая долгие годы ведет людей к проигрышу или победе. Причем гарантий на победу нет ни у кого. Любой бой может стать жирной точкой в карьере боксера.

В балете все еще жестче: там надо успеть вспыхнуть, чтобы тебя заметили и позволили сыграть хотя бы одну более-менее важную роль. В общем, все эти события и мысли соединились в моей голове, и родилась история двух разных персонажей: боксера и балерины.

В своей душе я посвятил эту историю своим родителям, которые тоже многое пережили в своей жизни, однако ни к боксу, ни к балету отношения они не имеют.

– Как долго вы искали возможность реализовать свой сценарий?

– Около полутора лет. Желающих финансировать мой проект не было, поэтому я решил принять участие в конкурсе студии «Мельница», главным призом в котором была реализация проекта.

В конкурсе участвовало более 100 сценариев, но, как бы самонадеянно это ни звучало, я был уверен в своей победе. Так что когда мне позвонили и сообщили радостную новость, то я совсем не удивился.

– Как долго вы снимали свой 15-минутный мультфильм?

– Кажется, мы уложились года в полтора. Для создания авторского мультфильма с использованием ручного труда срок совсем небольшой. Я участвовал во всех стадиях производства – я был не только режиссером, но и художником, и монтажером.

– Когда «Боксбалет» смогут увидеть российские зрители?

– Я не знаю, но очень надеюсь, что как можно быстрее, возможно, уже в апреле. Однако это решаю не я, а «Мельница».