Лучше, чем Disney: как снимают коня Юлия и Лунтика
В честь Международного дня защиты детей редакция «Петербургского дневника» решила сделать подарок всем юным горожанам и рассказать, как снимаются их любимые мультфильмы про богатырей, коня Юлия, Лунтика, Барбоскиных, Федота-стрельца и многих других. Однако посетив анимационную студию «Мельница», поняли, что подарок это для всех, потому что там интересно в любом возрасте.
Как все начиналось
«Мельница» – одна из самых популярных анимационных студий нашей страны, которая производит сразу несколько рейтинговым франшиз. Она начала работать в 1999 году. В 90-е в России популярностью пользовались в основном проекты Disney, и то больше на видеокассетах. Первый полнометражный мультфильм «Мельницы» вышел в 2002 году, «Карлик нос» собрал невероятные для того времени 700 тысяч долларов. «Многие удивляются, когда узнают, что это наш мультфильм, думают, что это Disney», – рассказала пресс-секретарь студии Марина Безпалько.
Однако главным успехом студии стал мультфильм «Алёша Попович и Тугарин Змей». «В 2003 году нам на студию пришло письмо от еще никому не известного Максима Свешникова. Он прислал сценарий мультфильма про трех богатырей. Идея нам понравилась, и мы взяли ее в работу, хотя сценарий пришлось значительно переделать», – вспоминает режиссер анимационного кино «Мельницы» Константин Бронзит.
В прокате мультфильм не отбился, однако заработал множество наград. На XII фестивале комедийного кино и юмора «Золотой Остап» и на международном фестивале анимационного кино «Анима Мунди» в Рио-де-Жанейро «Алешу Поповича» признали лучшим анимационным фильмом, а на IV Международный кинофестивале в Буэнос-Айросе аж два раза – сначала независимое жюри, а потом – профессиональное. Помимо этого, мультфильм занял первое место в конкурсе анимации на IX Всероссийском Фестивале визуальных искусств в «Орлёнке», а также взял приз жюри на X Московском Международном фестивале «Золотая рыбка».
«Не стоит оценивать фильмы и мультфильмы того времени по современным меркам, тогда была абсолютна другая система проката, «Алеша Попович» собрал максимум, который тогда был возможен», – подчеркнул Константин Бронзит.
«Богатыри» логично превратились в франшизу, в рамках которой выпущено уже девять фильмов, а также один спин-офф с самым популярным персонажем – «Конь Юлий и большие скачки». С третьего мультфильма никаких проблем с окупаемостью у студии нет, с наградами – тоже. Кстати у студии два популярных YouTube-канала, где можно посмотреть мультфильмы бесплатно. Максим Свешников стал востребованным сценаристом и режиссером.
Впрочем, в портфолио «Мельницы» множество других проектов. «У нас есть серия мультфильмов про Ивана Царевича, есть авторские мультфильмы, например, «Маленькая Василиса» Дарины Шмидт, которая больше известна как мама «Лунтика»; «Мы не можем жить без космоса» Константина Бронзита и другие. На данный момент мы работаем над тремя сериалами – «Лунтик», «Барбоскины» и «Царевны» – и двумя полнометражками: про Борбоскиных и коня Юлия», – рассказала Марина Безпалько.
Железные нервы и чугунный зад
С точки зрения организации производства и технического оснащения «Мельница», безусловно, лучшая в Петербурге, и одна из лучших в стране, однако даже в таких условиях съемка мультфильмов – процесс сложный, долгий и кропотливый. В среднем подготовка полнометражного мультфильма занимает около года-полутора, а одной пятиминутной серии сериала – от одного до трех месяцев. Как говорил известный художник и режиссер анимационных фильмов Федор Хитрук: «Мультипликатор должен иметь чугунный зад, в крайнем случае – железный».
«Сначала готовится сценарий, после режиссер и его группа рисуют аниматик – черновой мультфильм, выполненный штрихами. Параллельно с режиссером работает художник-постановщик со своей командой. Они разрабатывают персонажей и фоны, то есть определяют, что и как должно выглядеть, включая цвета и размеры», – рассказала Марина Безпалько.
Тут нужна фантазия
Очень важный этап при подготовке мультфильма – это озвучка. Он же один из самых сложных. «Для анимации делается двойная озвучка. Для начала актеры наговаривают текст для того, чтобы художники могли нарисовать артикуляцию персонажей. После, когда мультфильм полностью готов, актеры озвучивают уже профессионально, входят в образ и буквально оживляют персонаж своим голосом чтобы попадать в движение губ своих персонажей», – рассказала Марина Безпалько.
Однако и это не все, дальше подключаются актеры шума, их главная задача – наполнить звуками весь мультфильм.
«Шумовые актеры – великие фантазеры с идеальным слухом и чувством ритма. Им самим необходимо придумать, как изобразить те или иные звуки. Например, в фильме «Три богатыря и наследница престола» есть сцена, где рассыпаются арбузы. Если принести арбузы в студию, то они все перепачкают, поэтому наши актеры нашли выход – они рубили капусту. У нас в студии есть разные поверхности: песок, гравий, – по которым актеры ходят в специальных ботинках. Шум травы изображается с помощью старой магнитофонной пленки, а стук копыт Юлия – половинками скорлупы кокоса», – рассказала Марина Безпалько.