Яндекс.Метрика
  • Анастасия Бирюкова

Экономисты рассказали, почему не нужно поддаваться продуктовой панике

Магазины полностью обеспечены товарами и перебоев с поставками нет
Фото: Александр Глуз/«Петербургский дневник»

В Сети начала появляться информация, что магазины вводят ограничение на покупку товаров в одни руки, а поставки новых продуктов затруднены. Эту информацию уже опровергли в крупнейшей рознично-торговой компании страны X5 Group. «Петербургский дневник» лично убедился в этом после «экскурсии» в распределительный центр «Пятерочки» в Петербурге.

ТОВАРЫ ИСЧЕЗАТЬ НЕ СОБИРАЮТСЯ

В компании X5 Group, управляющей торговыми сетями «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель», рассказали «Петербургскому дневнику», что все магазины сети полностью обеспечены товарами и перебоев с поставками нет.

«В настоящий момент все магазины торговых сетей X5 Group работают в штатном режиме и полностью обеспечены всеми товарами первой необходимости. Запасы на распределительных центрах и складах достаточны для удовлетворения спроса, в настоящий момент склады дополнительно загружаются ключевыми товарными позициями», – опровергли информацию в пресс-службе компании.

Доцент кафедры мировой экономики СПбГУ Вадим Капусткин в беседе с «Петербургским дневником» отметил, что причин для продуктовой паники нет. Сегодня действует простое правило: если вы давно планировали крупную покупку, самое время сделать ее.

«Паника на рынке почти всегда проявляется, когда есть угроза негативного развития ситуации в любой сфере. Люди бегут в магазины, пытаются потратить деньги и сделать запасы товаров длительного пользования, в том числе продуктов питания и табачных изделий. Это объяснимо, просто потому что паника есть паника. Но на всю жизнь все равно не накопишь, поэтому, конечно, покупать по 100 килограммов гречки или сахара бессмысленно. Если потребители были настроены купить что-то из товаров длительного пользования, то лучше сделать это сейчас. Условно говоря, если нужен холодильник, лучше его покупать сейчас, а не дожидаться лучших времен. А если холодильник есть, покупать второй смысла нет. Издержки хранения таких товаров в конечном итоге все равно превысят потенциальный доход», – объясняет экономист.

Также Вадим Капусткин советует присмотреться к новым предложениям по вкладам с большой ставкой от российских банков. Напомним, что Центробанк повысил ключевую ставку до 20 %. «Если есть запасы денег, то сейчас банки предлагают достаточно выгодные условия по депозитам и вкладам, поэтому есть возможность тот уровень инфляции, который сейчас есть, компенсировать такого рода вкладами. Проценты, предлагаемые банками, действительно высокие», – замечает наш собеседник.

С ним согласен главный научный сотрудник института Европы РАН Николай Межевич. «Накопления продовольственных запасов, особенно в условиях, когда нет возможности рационально хранить, бессмысленны. Этот вопрос решается в масштабах государства, и оснований для паники нет. Что касается отдельных продуктов, например,сигарет, есть момент, который близок мне как курильщику. Сигареты той марки, которую я курю, действительно могут пропасть, потому что это иностранные сигареты на иностранном сырье. Знаете, если для победы нужно перейти на «Беломор», который я не курил даже студентом, я перейду», – заявил «Петербургскому дневнику» доктор экономических наук.

Что касается предложений по вкладам, он советует читателям «Петербургского дневника» быть осторожными. «У кого есть небольшие средства, в принципе можно положить их под хороший процент в банк. Но есть нюанс: было бы некорректно с моей стороны давать оценку одним банкам и не давать другим. Но вот какая штука: у нас есть только один системообразующий банк, который государство будет держать вместе с собой. Падение этого банка означает падение государства. А вот что касается остальных, чем ниже банк по рейтингу, тем проблемнее государство будет его спасать», – подытожил эксперт.

МНЕНИЕ:

Директор Института современного государственного развития Дмитрий Солонников отметил в беседе с «Петербургским дневником», что из-за подобной фейковой информации у людей начинается паника, бороться с которой можно только с помощью оперативного объяснения.

«Я вспомнил ситуацию позднего Советского Союза буквально перед его развалом, когда не было еще соцсетей и возможностей целенаправленно вбрасывать информационные утки для того, чтобы разрушать государство. Тогда тоже вбрасывали всякую ерунду, что заканчиваются сигареты. И я помню огромные очереди, все скупают сигареты ящиками. Но ведь их меньше не стало! Однако из-за того, что народ пошел покупать сигареты килограммами, через какое-то время их действительно не стало. Потом у людей эти сигареты годами лежали на полках на антресолях, их не знали, куда деть. Люди сами создали проблему. Поэтому запускаемая дезинформация действительно может серьезно повлиять на торговлю и экономику, состояние людей: ведь если часть населения скупит все сигареты, кому-то они действительно могут не достаться – вашим соседям, родственникам. Люди, к сожалению, очень подвержены панике и распространению глупой информации. Это психология, и враги государства этим пользуются», – объяснил политолог.