Яндекс.Метрика
  • Мария Мельникова

«На близком расстоянии» с Раппопорт: в прокат вышел новый фильм Григория Добрыгина

Режиссер устроился работать курьером в поисках своего героя

Сегодня в прокат выходит фильм «На близком расстоянии», который по жанру больше всего соответствует арт-хаусу. Режиссер картины Григорий Добрыгин вдохновился заветами французского классика-кинематографиста Роббера Брессона и объединил в одном кадре двух совершенно разных людей: блистательную актрису Ксению Раппопорт и никому не известного курьера Нурбола Уулу Кайратбека, а после поместил их персонажей в эпоху пандемии. Минимум разговоров, пояснений и музыки, только сочная «картинка» и невероятная пластика актеров.

Григорий Добрыгин пришел на премьеру в кинотеатр «Аврора» и рассказал, как ему пришло в голову отдать главную роль курьеру одной из служб доставок.

Хомяк и Раппопорт без макияжа

Пересказать сюжет фильма «На близком расстоянии» крайне сложно: актриса Инга в исполнении Ксении Раппопорт, переживающая не лучшие карьерные времена, предлагает кров курьеру, которого играет Нурбол Уулу Кайратбек. Но это история не про милосердие, ведь у каждого из персонажей есть свои резоны оказаться в одной квартире. Особо внимательные зрители заметят на экране «дылду» Викторию Мирошниченко и украинского актера Петра Рыкова.

«Мне давно хотелось написать камерную историю про двух совершенно разных людей. Идея фильма пришла во время самоизоляции, когда выяснилось, что курьером быть выгоднее, чем актером. Меня очень впечатлили истории о том, как в Казахстане боролись с коронавирусом. Там, если кто-то заболевал, то закрывали весь подъезд целиком, причем, если в этот момент у человека были гости, то даже их не выпускали. Мне рассказали о том, как мужчина вызвал к себе подругу на пару часов, и подъезд перекрыли. Возможно, это байка. Рассказывать такую историю мне не хотелось, однако я начал думать о встрече актрисы и курьера», – рассказал Григорий Добрыгин.

Обычно, если в фильме, по сути, два главных героя и одного из них играет известный актер или актриса, то сценарий пишется именно под них. Однако Григорий Добрыгин пошел совсем другим путем.

«С Нурболом я определился гораздо раньше, чем с Ксенией. Прежде чем писать сценарий, я устроился в одну из служб доставок и получил доступ в профессиональный чат, где было порядка 2000 курьеров. Они переписывались на смеси киргизского языка и русских ругательств. Я просто листал аватары своих новых коллег, пока не наткнулся на «хомяка». Это я говорю с большой любовью к щекам Нурбола. Однако на пробы к нам пришел худощавый спортивный 19-летний парень, абсолютный персонаж фильма «Паразиты», и я понял, что хочу снимать именно его», – вспоминает режиссер.

Поверить в то, что у Нурбола Уулу Кайратбека нет опыта съемок крайне сложно, в кадре он выглядит невероятно органично. Одна из самых ярких сцен фильма – его танец под хит «Дык Кын Дыш» группы Ak Orgo Boys. Танцевать перед камерой так, как будто тебя никто не видит, сложно даже опытным артистам, однако у Нурбола Уулу Кайратбека все получилось с первого дубля.

«Большинство сцен Нурбола были сняты с первого дубля, у Ксении мы чаще выбирали последний», – отметил режиссер.

Нурбол Уулу Кайратбек до сих пор не посмотрел свой фильм целиком, но у него уже есть приглашение в другой проект.

«Однако он пока не согласился», – рассказал Григорий Добрыгин.

Если же говорить о Ксении Раппопорт, то в кадре она традиционно великолепна.

«Я не сразу увидел Ксению в своем фильме, признаюсь, пока я писал сценарий, думал о других актрисах, но не хочу называть их имена. Все изменили пробы. Мы встретились с Ксенией в кафе, и я попросил ее прийти без макияжа. Есть фильм «Два дня и одна ночь», в котором я вижу не сильнейшую актрису Марион Котийяр, а замученную бельгийскую женщину. Вот на пробах я тоже увидел не Ксению Раппопорт, которую мы все знаем, а какого-то совершенно другого персонажа. И ее аура, безусловно, сыграла важную роль в нашем фильме», – сообщил режиссер.

На то, как Ксения Раппопорт готовит, ест, танцует, можно смотреть бесконечно. Любые повседневные обязанности вплоть до чистки ванны в ее исполнении становятся занимательными. Особенно эффектно выглядит сцена, где она занимается йогой. «Насколько я знаю, она специально посещала занятия йогой во время подготовки к съемкам», – сообщил Григорий Добрыгин.

Несмотря на всю непохожесть, химия между героями чувствуется сквозь экран. «До начала съемок они не общались, поэтому стали просто идеальной непарой. Мне до сих пор не ясно, кто из них палач, а кто – жертва. Есть фильм «Паразиты», а у нас получились «Симбионты», – добавил режиссер.

«Гриша просто запрещал мне быть вежливой и вступать в какие-то нормальные человеческие отношения с Нурболом. Мы встречались только на съемочной площадке. Как оказалось, это было правильным решением и сыграло в плюс фильму», – рассказывала сама Ксения Раппопорт в одной из телепрограмм.

История в деталях

Третьим главным персонажем фильма без преувеличения является время и пространство.

«Мы очень боялись, что пандемия вот-вот закончится, и наша история потеряет актуальность, поэтому работали очень быстро. Сценарий с Антоном Ярушом мы написали в рекордные для меня сроки – за полтора месяца. Свой первый фильм Sheena667 я «писал» год. Сняли мы все тоже достаточно быстро, за 33 смены. У нас немного диалогов, и обычно если слов нет, то продюсерам кажется, что сцену мы снимем за пару часов. Мы же сценами, например, приготовления еды, занимались по 24 часа. Мне хотелось добиться того, чтобы актер ничего не играл, а просто все делал на автомате», – рассказал режиссер.

Поскольку готовкой и поеданием занималась в основном героиня Ксении Раппопорт, актриса призналась, что к концу съемок просто возненавидела определенные продукты. «Григорий Добрыгин очень любил делать много дублей того, как я ем. Плюс кто-то считал, сколько ложек гречки я съела, сколько выпила таблеток и прочее. Я до сих пор не могу смотреть на гречку», – делилась актриса в одном из телеэфиров.

Фильм снимали в Петербурге, однако узнаваемых мест на экране почти нет.

«У нас вышла столичная история, и снять ее в регионах просто невозможно. При этом для меня Петербург – это все-таки Европа, поэтому мы решили, что работать будем именно здесь. Впрочем, петербургских достопримечательностей у нас нет: только пространство под мостом Бетанкура и вид из окна квартиры главной героини. Сначала мы искали квартиру во французском стиле, но потом поняли, что лучше идти в направлении Италии 80-х годов», – рассказал Григорий Добрыгин.

Художники-постановщики фильма поработали на славу. Квартира Инги не менее харизматична, чем сама героиня, если так можно сказать про недвижимость. Только рассмотрев интерьер, можно понять, что Инга – известная актриса, которая снималась в Италии и явно привыкла жить в Европе. При этом в интерьере есть «яркие пятна», выдающие творческую составляющую личности героини. Например, белое кресло-качалка, заставленное мягкими игрушками в виде маленьких розовых фламинго. Персонаж Нурбола Уулу Кайратбека долго рассматривает этот арт-объект.

«Такое кресло продавалось за 1,7 миллиона рублей. Бюджет у нас был ограниченный, поэтому наши художники просто сделали копию. Еще нам очень понравился итальянский шкаф за 1,5 миллиона, мы тайно сняли с него мерки, и бутафоры собрали нам такой же за 30 тысяч рублей», – сообщил Григорий Добрыгин.

При этом на подготовку к съемкам у художников был всего месяц. «Больше никогда так делать не буду, это очень быстро, это просто седые волосы у всей съемочной группы», – отметил режиссер.

Добавим, вчера в кинотеатре «Аврора» состоялась не первая, а третья премьера фильма. До этого режиссер представил «На близком расстоянии» и в Москве, и в Петербурге, а прокат должен был начаться 28 октября, однако от этой идеи было решено отказаться из-за объявленных нерабочих дней. Фильм будет идти в кинотеатрах всего две недели.