Яндекс.Метрика
  • Юлия Николаева

«Пошлость процветает»: искусствоведы и психологи раскритиковали петербуржца, который повесил свой портрет в Эрмитаже

Такой акцией мужчина пытался привлечь к себе внимание

Многие слышали ироничный и не лишенный правдивости совет начинающим художникам, которые мечтают получить признание: надо много работать и рано умереть. Но есть и более стремительный путь к славе – хайп. Так, британский художник в стиле граффити, известный под псевдонимом Бэнкси, однажды тайно повесил свои работы в крупнейших музеях Нью-Йорка. Только спустя несколько дней на них обратили внимание смотрители.

Это сегодняшний мир

Повторить опыт знаменитых предшественников решил петербургский писатель Кирилл Смородин. Мужчина пришел в Эрмитаж и повесил в одном из залов свой портрет. Смелый поступок петербуржец объяснил достаточно лаконично: просто хотел стать более заметным в том культурном пространстве, с которым себя ассоциирует.

«В Эрмитаже очень много портретов известных, выдающихся, легендарных людей, и, прогуливаясь недавно по залам музея, я задумался: а почему здесь нет моего портрета? Загадка. Пришлось исправить данное недоразумение, ведь иначе это и не назовешь. И теперь мой скромный портрет находится на своем месте», – написал он в Instagram.

Разумеется, портрет мужчины не остался незамеченным. Посетители начали активно фотографировать объект. Критиков среди них не нашлось, зато они появились в Сети: «Позорище какое!», «Это Галерея героев Отечественной войны 1812 года, у него с головой всё нормально?», «А чего в Эрмитаж-то, сразу бы в отдел полиции «Внимание-розыск!» – отреагировали фолловеры.

Искусствовед и имиджмейкер Сергей Данишевский поддержал мнение большинства читателей «Петербургского дневника»: «Пошлость процветает. Можно прибавить, что это сегодняшний мир, в котором каждый хочет, чтобы о нем говорили», – отметил он.

Желание эпатировать окружающих – модное современное явление, но ни одному нормальному человеку не придет в голову повесить портрет в музее, уверена психолог и писатель Елена Колина. Она посчитала, что такой поступок можно простить только пятнадцатилетнему подростку, но никак не взрослому мужчине.

«Всерьёз обсуждать это невозможно, это психопатическая личность и нарцисс», – заметила психолог.

Художники идут ва-банк

На этом диагнозе можно было бы поставить жирную точку. Но остается вопрос: когда мы узнали бы о Бэнкси, будь он простым скромным парнем? Не повторил бы он, например, судьбу Винсента Ван Гога, который продал лишь 14 картин при жизни и стал знаменитым, только когда умер?

«Многие художники страдают от закрытости арт-индустрии, они не знают, как самостоятельно о себе заявить, у них часто не получается попасть на выставки в силу разных причин, в том числе закрытости и иерархичности системы. И очень многие идут ва-банк, в обход системы, – рассуждает куратор выставок, антрополог и теоретик фотографии Елизавета Светлова. – И всегда вопрос в одном: он просто повесил картину или облил её кислотой и сжёг? Во втором случае надо признать – это вандализм. Если это мирная акция – вопрос можно выносить в дискуссионную плоскость и выяснять, почему происходят такие истории».

Потому что если за вызовом стоит талантливая личность, такие моменты могут стать переломными как для художников, так и для людей, которым интересны разные формы искусства, считает специалист.

Отдельная тема – где были охранники, когда мужчина проносил портрет, и что делали смотрители. Не вызывает сомнений, что работники Эрмитажа проходят строгий отбор и инструктаж, но, по всей видимости, кому-то придется покинуть свой пост навсегда.

«Я когда-то водила англоязычную группу по Эрмитажу, и какому-то австралийцу показалось, что картина Боттичелли неровно висит, он только протянул руку, чтобы поправить, как к нему бросились эрмитажные бабушки, поднялся шум, звонки зазвонили. Не понимаю прежде всего, как это могло произойти практически», – удивилась Елена Колина.

В пресс-службе Эрмитажа уделять внимания этому инциденту не стали, коротко сообщив корреспонденту «Петербургского дневника», что портрет уже сняли, и попросили «держать с ними связь».

Закрыть