Яндекс.Метрика
  • Дарья Сысоева

«Он был кошмарно недооценен»: кинокритик Ольга Шервуд опубликовала текст в память о режиссере Александре Рогожкине

Народный артист России скончался в Петербурге в возрасте 72 лет

Сегодня стало известно о смерти российского режиссера Александра Рогожкина. Об этом печальном событии на своей странице в Facebook написала кинокритик Ольга Шервуд. 

По ее словам, с Рогожкиным они были «дружескими знакомцами» с 1974 года. 

«Совершенно удивительный, гениальный, он был кошмарно недооценен (как, впрочем, не только он из ленфильмовских лучших людей)», – отметила Шервуд. 

В память об Александре Рогожкине она опубликовала текст, написанный еще в 2009 году. Он был посвящен 60-летию режиссера. В нем Шервуд рассказывает, как десять лет назад, когда «одному из лучших отечественных режиссеров стукнуло полтинник», узкий круг товарищей отметил эту дату в Доме журналистов с показом двух его фильмов – короткометражки «Болдинская осень» и полнометражной «Третьей планеты». 

«Заслуги Рогожкина перед родным кинематографом огромны. Он работает абсолютно во всех жанрах – от комедии до фантастики, от социальной драмы до притчи, от детектива до «хроники». Придумал новую для кинематографа команду героев, причем актуальных (философствующий егерь Кузьмич и его товарищи), переходящих из фильма в фильм, а оттуда – в другие искусства, в фольклор и в бизнес. Сочинил словосочетание «Особенности национального…», ставшее заголовками в газетах. Создал несколько произведений серьезнейшего социально-гуманитарного и одновременно художественного значения («Караул», «Блокпост», «Кукушка»). Заложил стилистику первого отечественного сериала «Улицы разбитых фонарей», – пишет Ольга Шервуд. 

Автор размышляет, что день рождения такого режиссера следует отмечать «и государственным приемом с вручением ордена, и всенародным праздником на стадионе». Однако, продолжает Шервуд, легендарная скромность Рогожкина ни при чем. 

«Ибо знает отечественная культура пьесы, где главное действующее лицо – за кулисами, как невидимые миру слезы или какой-нибудь подспудный сарказм. Совершенно очевидно, что Александр Рогожкин не нужен – ладно, скажу аккуратно – мало нужен современному кинопроцессу. Как, впрочем, сам кинопроцесс – обществу в целом», – заключает кинокритик. 

Она отметила литераторский дар и писательский взгляд Рогожкина на окружающее, редкую эрудицию, собственную позицию, азартность, основательность и креативность. 

Шервуд также рассказывает, как позвонила режиссеру узнать, «что он поделывает». Рассказанное, поделилась она, спровоцировало тихий гнев и сильную грусть. 

«Работать для торгово-развлекательного комплекса не очень хочется, а то, что делаю, не очень кому-то нравится. Не прибедняюсь ни в коем случае – жить-то надо, может, и сниму одну серию маленькую… <...> Ведь сейчас денег на кино нет. А если есть – то на дешевое. Я от многого отказался – и сериалы предлагают, и совместные постановки… часто убожество просто. Идеи все вторичны, от нового все шарахаются. Еще лет шесть назад были продюсеры, которые зажигались, способны были даже на авантюры, а теперь странно боятся чего-то. Впрочем, так во всем мире. Общая болезнь», – признался Рогожкин. 

Ранее в беседе с «Петербургским дневником» актер Александр Половцев рассказал, каким он запомнил режиссера Александра Рогожкина.