«На восемь призов мы даже не надеялись»: Влад Фурман рассказал, как покорил Chelsea Film Festival
Впервые в истории российская картина получила сразу восемь призов на международном кинофестивале Chelsea Film Festival, который ежегодно проходит в Нью-Йорке. Режиссер драмы-триумфатора «Родитель» – Влад Фурман рассказал «Петербургскому дневнику», что задумал проект почти 20 лет назад и планировал снимать голливудских актеров, однако о подобном успехе даже не мечтал.
«Родитель» – это история отца, который ради спасения подсевшей на героин дочери опускается на дно теневой жизни Санкт-Петербурга конца 90-х годов. Михаил Пореченков, сыгравший отца, и сам Влад Фурман, исполнивший роль его друга, получили призы за главные мужские роли. Актриса Ангелина Стречина получила награду в номинации «Лучшая женская роль». Мария Шукшина забрала приз за лучшую роль второго плана. Помимо этого, картина получила награды за лучшую операторскую работу, лучший сценарий и Гран-при конкурса.
– Как вы попали на Chelsea Film Festival?
– Мы хотели, чтобы у картины была фестивальная судьба, поэтому подавали заявки на различные кинофестивали, и нас пригласили на Chelsea Film Festival. В ноябре поедем на таллинский кинофестиваль «Темные ночи».
То, что случилось в Нью-Йорке, – просто какое-то чудо. Наш фильм посмотрели люди, живущие в другой части земного шара, они не знают, что там снялись известные российские актеры, не видели лихие 90-е, то есть полностью беспристрастны, и они приняли картину! Для меня это самое ценное.
Конечно, сразу восьми наград мы не ждали, поэтому до сих пор в легком шоке. Лично для меня самым важным стал приз за операторскую работу, потому что наш оператор Кирилл Мошкович, к сожалению, не дожил до этих счастливых минут.
– Кто забирал ваши награды?
– Из-за пандемии я не смог получить американскую визу, поэтому судорожно искал людей, которые могут посетить церемонию награждения.
Совершенно случайно в Нью-Йорке в этот момент оказалась легендарная Раиса Фомина, которая занималась дистрибьюцией фильмов с 90-х годов, работала с режиссерами Алексеем Балабановым и Андреем Звягинцевым.
Мы познакомились, когда я снимал фильм «Глупешка». Удивительно, но она была первой, кто увидел фильм «Родитель». После она сказала, что из картины надо делать событие.
– Вы специально создавали фестивальный фильм?
– Нет. Идея этого фильма ко мне пришла еще в конце 90-х, когда дочь моих знакомых подсела на героин. Тогда я воочию увидел, как наркотики меняют человека. Помню, как мы искали ее, и у канала Грибоедова стоял молодой симпатичный человек с лицом комсомольца или инженера, а вокруг него собирались дети лет 12-13. К моему удивлению, он оказался барыгой. Потом мы видели, как он уводит детей к парку возле Санкт-Петербургского государственного экономического университета и раздает дозы. Мне сразу вспомнилась легенда о гамельнском крысолове, который, играя на дудочке, увел детей на верную смерть.
Мой фильм – это не экранизация истории той девочки, слава богу, там все закончилось более-менее хорошо. Я вообще сосредоточился не на жертве наркотиков, а на ее родителях. В 90-е, когда проблема наркомании встала в полный рост, люди, выросшие в СССР, просто не понимали, что происходит с их ребенком, поэтому пропускали точку невозврата, когда человека еще можно вытащить. Мне хотелось показать, что переживают такие родители, как ищут выход из почти безвыходной ситуации, как противостоят злу и как в них пробуждаются ветхозаветные инстинкты, когда око за око, а зуб за зуб. Также в фильме мы рассуждаем о деградации и восстановлении человека.
Последние годы тема наркотиков обсуждается все меньше, но ведь проблема-то никуда не ушла: появились новые препараты, но убивают они точно так же, как и героин.
– Вы писали какие-то роли под конкретных актеров?
– Когда я только писал сценарий, а потом многократно его переписывал, то уже знал, кому предложить главные роли. Себе роль я тоже определил сразу. В итоге мне повезло, и я собрал просто прекрасную команду. Даже самые маленькие роли играют очень хорошие актеры, например, я уговорил прекрасного петербургского артиста Сергея Барковского появиться в фильме буквально на несколько минут.
Мне очень повезло с Ангелиной Стречиной, я познакомился с ней на съемках сериала «Наследники #дветрисестры», который вскоре покажут на ТВ. Это начинающая актриса, но у нее уже много интересных ролей, она очень увлеченно работает и не боится пробовать новое. Например, ради наших съемок она готова была менять свою внешность, конечно, не в лучшую сторону.
Кроме того, так вышло, что почти все актеры фильма так или иначе сталкивались с проблемой наркомании, то есть наблюдали ее у соседей, дальних родственников и так далее. У многих давно сложилось не просто мнение, а гражданская позиция по этому вопросу. Михаил Пореченков как-то сказал: «Ты понимаешь, что это не просто роли, это возможность высказаться?» И они высказались. Мария Шукшина, по сути, сама написала важнейший диалог. Реплики героини Марии Мироновой мы прорабатывали вместе. Можно сказать, что персонажи моего фильма во многом выросли из личностей актеров.
– Изначально несколько ролей вы хотели отдать иностранным актерам? «Целились» в западную аудиторию?
– Нет, конечно. Просто в нашем фильме есть очень сложные негативные роли. Например, голливудский актер Чарльз Киннаман, снимавшийся в фильмах «Отряд самоубийц», «Девушка с татуировкой дракона» и многих других, должен был сыграть резко отрицательного персонажа – коррумпированного сотрудника внутренних дел. Это очень сложная и с эмоциональной, и с физиологической точки зрения работа, и многие российские актеры просто побоялись испортить свой имидж. В итоге Чарльз Киннаман не смог приехать на съемки из-за пандемии. Но благо в какой-то момент мы вспомнили замечательного актера Всеволода Цурило, его не испугали тяжелые сцены, и со своей ролью он справился блестяще.
Мне вообще кажется неправильным делить зрителей на наших и «западных». Мы в России прекрасно понимаем, о чем писал, например, Шекспир, а нашим Чеховым восторгаются вообще во всем мире. Я сделал картину на тему, которая, как мне кажется, объединяет людей по всему земному шару. Пусть не все лично столкнулись с наркотиками, однако большинство проблему осознают. Возможно, именно поэтому международное жюри Chelsea Film Festival и оценило нашу работу.
– В этом фильме вы и режиссер, и один из главных героев. Сложно это совмещать?
– Я люблю совмещать эти позиции, чтобы погрузиться в какое-то особенное творческое состояние. Благо мне помогает семья, поэтому съемки проходят без проблем. Пока я был в кадре, за камерой стоял мой сын – актер Алексей Фурманов, который, кстати, недавно получил на фестивале Realist Web Fest премию за лучший российский вэб-сериал «П.С. или Невероятные открытия глубинных загадок расы человеческой». У него прекрасный режиссерский взгляд, и он сразу видит все лишнее. Моя супруга актриса Нелли Попова сыграла в «Родителе» жену моего персонажа, однако помимо этого активно помогала мне на площадке.
– Помимо того, что к вам не смогли приехать иностранные актеры, пандемия как-то повлияла на вашу работу?
– Конечно, мы были вынуждены приостановить работу на время самоизоляции. Когда снимать разрешили, но так, чтобы на площадке находилось не больше 50 человек, пришлось идти на различные ухищрения: мы снимали малолюдные сцены, отказались от массовки, на площадку сначала приезжали художники, а только после – актеры. Мы тщательно соблюдали все предписания Роспотребнадзора, поэтому никто из нашей команды не заболел. Я слег с коронавирусом уже после съемок.
– Когда ваш фильм смогут увидеть российские зрители в кинотеатрах?
– Не раньше весны 2022 года.
Ранее Владислав Фурманов рассказал, что переболел коронавирусом, и призвал всех носить маски. Режиссер стал участником проекта «ПД» «Звезды носят маски».