Яндекс.Метрика
  • Мария Мельникова

«На восемь призов мы даже не надеялись»: Влад Фурман рассказал, как покорил Chelsea Film Festival

Режиссер уверен, что поднял проблему, понятную всему миру

Впервые в истории российская картина получила сразу восемь призов на международном кинофестивале Chelsea Film Festival, который ежегодно проходит в Нью-Йорке. Режиссер драмы-триумфатора «Родитель» – Влад Фурман рассказал «Петербургскому дневнику», что задумал проект почти 20 лет назад и планировал снимать голливудских актеров, однако о подобном успехе даже не мечтал.

«Родитель» – это история отца, который ради спасения подсевшей на героин дочери опускается на дно теневой жизни Санкт-Петербурга конца 90-х годов. Михаил Пореченков, сыгравший отца, и сам Влад Фурман, исполнивший роль его друга, получили призы за главные мужские роли. Актриса Ангелина Стречина получила награду в номинации «Лучшая женская роль». Мария Шукшина забрала приз за лучшую роль второго плана. Помимо этого, картина получила награды за лучшую операторскую работу, лучший сценарий и Гран-при конкурса.

 Как вы попали на Chelsea Film Festival?

– Мы хотели, чтобы у картины была фестивальная судьба, поэтому подавали заявки на различные кинофестивали, и нас пригласили на Chelsea Film Festival. В ноябре поедем на таллинский кинофестиваль «Темные ночи».

То, что случилось в Нью-Йорке, – просто какое-то чудо. Наш фильм посмотрели люди, живущие в другой части земного шара, они не знают, что там снялись известные российские актеры, не видели лихие 90-е, то есть полностью беспристрастны, и они приняли картину! Для меня это самое ценное.

Конечно, сразу восьми наград мы не ждали, поэтому до сих пор в легком шоке. Лично для меня самым важным стал приз за операторскую работу, потому что наш оператор Кирилл Мошкович, к сожалению, не дожил до этих счастливых минут.

Кто забирал ваши награды?

– Из-за пандемии я не смог получить американскую визу, поэтому судорожно искал людей, которые могут посетить церемонию награждения.

Совершенно случайно в Нью-Йорке в этот момент оказалась легендарная Раиса Фомина, которая занималась дистрибьюцией фильмов с 90-х годов, работала с режиссерами Алексеем Балабановым и Андреем Звягинцевым.

Мы познакомились, когда я снимал фильм «Глупешка». Удивительно, но она была первой, кто увидел фильм «Родитель». После она сказала, что из картины надо делать событие.


 Вы специально создавали фестивальный фильм?

– Нет. Идея этого фильма ко мне пришла еще в конце 90-х, когда дочь моих знакомых подсела на героин. Тогда я воочию увидел, как наркотики меняют человека. Помню, как мы искали ее, и у канала Грибоедова стоял молодой симпатичный человек с лицом комсомольца или инженера, а вокруг него собирались дети лет 12-13. К моему удивлению, он оказался барыгой. Потом мы видели, как он уводит детей к парку возле Санкт-Петербургского государственного экономического университета и раздает дозы. Мне сразу вспомнилась легенда о гамельнском крысолове, который, играя на дудочке, увел детей на верную смерть.

Мой фильм – это не экранизация истории той девочки, слава богу, там все закончилось более-менее хорошо. Я вообще сосредоточился не на жертве наркотиков, а на ее родителях. В 90-е, когда проблема наркомании встала в полный рост, люди, выросшие в СССР, просто не понимали, что происходит с их ребенком, поэтому пропускали точку невозврата, когда человека еще можно вытащить. Мне хотелось показать, что переживают такие родители, как ищут выход из почти безвыходной ситуации, как противостоят злу и как в них пробуждаются ветхозаветные инстинкты, когда око за око, а зуб за зуб. Также в фильме мы рассуждаем о деградации и восстановлении человека.

Последние годы тема наркотиков обсуждается все меньше, но ведь проблема-то никуда не ушла: появились новые препараты, но убивают они точно так же, как и героин.

– Вы писали какие-то роли под конкретных актеров?

– Когда я только писал сценарий, а потом многократно его переписывал, то уже знал, кому предложить главные роли. Себе роль я тоже определил сразу. В итоге мне повезло, и я собрал просто прекрасную команду. Даже самые маленькие роли играют очень хорошие актеры, например, я уговорил прекрасного петербургского артиста Сергея Барковского появиться в фильме буквально на несколько минут.

Мне очень повезло с Ангелиной Стречиной, я познакомился с ней на съемках сериала «Наследники #дветрисестры», который вскоре покажут на ТВ. Это начинающая актриса, но у нее уже много интересных ролей, она очень увлеченно работает и не боится пробовать новое. Например, ради наших съемок она готова была менять свою внешность, конечно, не в лучшую сторону.

Кроме того, так вышло, что почти все актеры фильма так или иначе сталкивались с проблемой наркомании, то есть наблюдали ее у соседей, дальних родственников и так далее. У многих давно сложилось не просто мнение, а гражданская позиция по этому вопросу. Михаил Пореченков как-то сказал: «Ты понимаешь, что это не просто роли, это возможность высказаться?» И они высказались. Мария Шукшина, по сути, сама написала важнейший диалог. Реплики героини Марии Мироновой мы прорабатывали вместе. Можно сказать, что персонажи моего фильма во многом выросли из личностей актеров.

 Изначально несколько ролей вы хотели отдать иностранным актерам? «Целились» в западную аудиторию?

– Нет, конечно. Просто в нашем фильме есть очень сложные негативные роли. Например, голливудский актер Чарльз Киннаман, снимавшийся в фильмах «Отряд самоубийц», «Девушка с татуировкой дракона» и многих других, должен был сыграть резко отрицательного персонажа – коррумпированного сотрудника внутренних дел. Это очень сложная и с эмоциональной, и с физиологической точки зрения работа, и многие российские актеры просто побоялись испортить свой имидж. В итоге Чарльз Киннаман не смог приехать на съемки из-за пандемии. Но благо в какой-то момент мы вспомнили замечательного актера Всеволода Цурило, его не испугали тяжелые сцены, и со своей ролью он справился блестяще.

Мне вообще кажется неправильным делить зрителей на наших и «западных». Мы в России прекрасно понимаем, о чем писал, например, Шекспир, а нашим Чеховым восторгаются вообще во всем мире. Я сделал картину на тему, которая, как мне кажется, объединяет людей по всему земному шару. Пусть не все лично столкнулись с наркотиками, однако большинство проблему осознают. Возможно, именно поэтому международное жюри Chelsea Film Festival и оценило нашу работу.

– В этом фильме вы и режиссер, и один из главных героев. Сложно это совмещать?

– Я люблю совмещать эти позиции, чтобы погрузиться в какое-то особенное творческое состояние. Благо мне помогает семья, поэтому съемки проходят без проблем. Пока я был в кадре, за камерой стоял мой сын – актер Алексей Фурманов, который, кстати, недавно получил на фестивале Realist Web Fest премию за лучший российский вэб-сериал «П.С. или Невероятные открытия глубинных загадок расы человеческой». У него прекрасный режиссерский взгляд, и он сразу видит все лишнее. Моя супруга актриса Нелли Попова сыграла в «Родителе» жену моего персонажа, однако помимо этого активно помогала мне на площадке.

 Помимо того, что к вам не смогли приехать иностранные актеры, пандемия как-то повлияла на вашу работу?

– Конечно, мы были вынуждены приостановить работу на время самоизоляции. Когда снимать разрешили, но так, чтобы на площадке находилось не больше 50 человек, пришлось идти на различные ухищрения: мы снимали малолюдные сцены, отказались от массовки, на площадку сначала приезжали художники, а только после – актеры. Мы тщательно соблюдали все предписания Роспотребнадзора, поэтому никто из нашей команды не заболел. Я слег с коронавирусом уже после съемок.


 Когда ваш фильм смогут увидеть российские зрители в кинотеатрах?

– Не раньше весны 2022 года.

Ранее Владислав Фурманов рассказал, что переболел коронавирусом, и призвал всех носить маски. Режиссер стал участником проекта «ПД» «Звезды носят маски».