Яндекс.Метрика
  • Нина Астафьева

Закончилась амнистия техосмотра

Машины, не имеющие диагностической карты, будут выявляться с помощью видеокамер

С 1 октября могут начать облавы на автомобилистов, не прошедших техосмотр. В группе риска – старые машины, коим надлежит проходить осмотр ежегодно. Конечно, у инспекторов ГИБДД много других забот, но они рассчитывают на помощь автоматических камер. За отсутствие диагностической карты положен штраф в 500-800 рублей.

Кому грозит штраф?

Пока только тем, кому в апреле 2021 года или раньше следовало пройти техосмотр, а автовладелец им пренебрег. У него машина старше четырех лет (в первый раз осмотр проводится, когда машине исполняется 4 года, затем – через 2, еще раз через 2, снова через 2, а после достижения ею десятилетнего возраста – ежегодно).

Если у водителя срок действия диагностической карты заканчивался, например, в июле 2021 года, индульгенция продлится еще 6 месяцев с момента окончания ее действия, то есть до января. И такой водитель может не спешить с осмотром еще три месяца. Об этом «Петербургскому дневнику» рассказал Дмитрий Попов, эксперт рабочей группы при правительстве РФ по регуляторной гильотине законодательства в сфере безопасности дорожного движения. (гильотина – это официальный термин, обозначающий пересмотр старых законов, если они мешают людям жить).

Бесполезный техосмотр

Гильотина для устаревшего закона о техосмотре заработала в марте. Вернее, еще десять лет назад техосмотр передали в частные руки, а ГИБДД от этой обязанности устранилась. Частные диагностические центры оказались чрезвычайно лояльны к автомобилистам и зачастую выписывали диагностические карты заочно, без всякого осмотра. Только спустя несколько лет в центрах техосмотра появились видеокамеры, считывающие присутствие машины на осмотре, но и они не могли, например, зафиксировать уровень угарного газа. Словом, покупка диагностической карты превратилась в обычный налог примерно в тысячу рублей и не имела никакого отношения к усилению безопасности.

Новый пакет поправок, регулирующий правила техосмотра, предлагает сделать его сугубо добровольным, оставив обязательным только для того транспорта, который используется в коммерческих целях (такси) или меняет хозяина.

Сейчас система находится на промежуточном этапе: осмотр, пусть и формально, но проводится. Но, как говорится, всего не предусмотришь.

«Техосмотр все равно не привязан к реальному состоянию машины, – утверждает Дмитрий Попов. – Если уж оставлять его обязательным, то назначать его в соответствии с возрастом машины, а не пробегом, потому что у меня вот пробег 60 тысяч километров, хотя машине всего 14 месяцев, а у какой-нибудь домохозяйки такой пробег будет лет через семь. И потом, можно получить диагностическую карту, а на следующий день попасть в серьезное ДТП, где вам вырвет рулевой наконечник, сорвет ступицу и суппорты, повредит тормозной шланг. Конечно, все это можно залатать, но безопасного вождения на такой машине уже не ждите. А по диагностической карте все будет о'кей».

Впрочем, и с этой проблемой можно будет справиться – если поправки в закон примут в том виде, в котором они заготовлены. А поправки таковы: да, техосмотр становится добровольным, но ГИБДД получит право на любом стационарном посту остановить любую машину и проверить ее техническое состояние: руль, внешние световые приборы, тормоза. Если выявится опасная поломка, которую невозможно устранить на месте, водитель получает предписание: устранить поломку и пройти техосмотр в течение трех дней. Спустя 72 часа машина, не появившаяся в базе данных диагностических карт, начинает автоматически собирать штрафы с камер.

Все эти новеллы в новых «Правилах дорожного движения» будет рассматривать уже новый состав Думы.

Менее 1 процента

Согласно сайту ГАС «Правосудие», уголовные дела о ДТП, в которых отсутствие техосмотра сыграло свою роль, все-таки случаются. Была, например, история (не в Петербурге), когда молодой парень сбил пешехода, переходившего дорогу в неположенном месте. Водителю дали реальный срок. Первым отягчающим обстоятельством стало бегство с места ДТП. Вторым – тонировка на передних боковых стеклах. Если бы тонировки не было, если бы автовладелец вовремя прошел техническое обследование (а уж там-то пленку заставили бы снять), возможно, он увидел бы пешехода заранее.

И все же, говорят эксперты, аварии из-за технического состояния машины составляют менее 1 процента в череде всех ДТП.

Адвокат по делам о ДТП Владимир Гарнин заявил, что техосмотр будет эффективен только тогда, когда его снова возьмет в свои руки государство.
«Инспектор ГИБДД хотя бы должностное лицо, его можно будет привлечь за формальный подход к делу, а какое-нибудь ООО – сегодня есть, завтра уже банкрот, а послезавтра исчезло бесследно, – говорит адвокат. – Другое дело, что государству эта обуза уже не нужна. Еще в 2000-е у нас были государственные пункты техосмотра, сейчас их уже нет. Кстати, инспекторы больше всего любят выявлять повышенный уровень угарного газа, а исправить катализатор – дорогое удовольствие, так что большинство владельцев старых машин будут уклоняться от техосмотра как смогут».