Выход есть: эксперты рассказали, что делать после закрытия «Ладожской»
До закрытия станции метро «Ладожская» на капитальный ремонт почти полтора года, однако власти уже всерьез задумались, как жить после. К решению проблемы подключилась даже Октябрьская железная дорога (ОЖД), однако конкретных шагов еще никто не озвучил. «Петербургский дневник» выяснил у экспертов, как избежать транспортного коллапса.
Уже скоро
В Комитете по транспорту Петербурга пока не готовы сказать, когда «Ладожская» закроет двери. «Проект ремонта в стадии разработки, поэтому точную дату закрытия станции на данный момент назвать сложно. Однако ориентировочно «Ладожская» перестанет принимать пассажиров в январе 2023 года», – рассказали в пресс-службе.
По предварительным расчётам, станция не будет работать в течение 11 месяцев. По статистике, «Ладожская» ежемесячно перевозит порядка 2,38 миллиона человек, среди них не только жители Петербурга, но и пригородов. Кроме того, на Ладожский вокзал ежедневно прибывают поезда дальнего следования.
«Это не просто станция метро, это крупнейший, очень востребованный транспортный узел с поездами, электричками и множеством маршрутов наземного транспорта. Закрытие «Ладожской» не пройдет незамеченным. Красивого решения этой проблемы не существует, хотя и некрасивых не так уж и много», – считает эксперт Ассоциации транспортных инженеров Владимир Валдин.
Именно поэтому власти уже задумались о том, как жить после закрытия «Ладожской».
Всех спасет «Чижик»?
Все эксперты, опрошенные «Петербургским дневником», уверены, что единственное, что может существенно облегчить ситуацию после закрытия станции, – это продление маршрута трамвая «Чижик», который сейчас курсирует по Красногвардейскому району.
«Решение очевидно – «Чижики» должны начать ходить хотя бы до станции метро «Новочеркасская», а еще лучше – до «Площади Александра Невского». Технически это возможно, однако на данный момент «Чижик» не имеет права пользоваться рельсами ГУП «Горэлектротранс», но время договориться у них есть», – считает транспортный инженер компании OTS Lab, эксперт Института дизайна и урбанистики НИУ ИТМО, а также постоянной комиссии по городскому хозяйству петербургского Законодательного собрания Дмитрий Баранов.
В Смольном, похоже, также считают, что идея наиболее перспективная.
«Мы проводили рабочие встречи с представителями ООО «Транспортная концессионная компания» (ТКК), которая владеет «Чижиком», и с «Горэлектротрансом». Необходимо отметить, что трамвай – один из пассажироёмких видов транспорта: трамваями можно перевезти значительно большее количество пассажиров, чем автобусами или троллейбусами. В связи с этим организации трамвайного движения между станциями метро «Ладожская» и «Новочеркасская» уделяется особое внимание», – сообщила пресс-служба Комитета по транспорту.
ТКК не против направить «Чижики» к другим станциям метро, главное, чтобы инфраструктура не подвела.
«Мы готовы к совместному использованию отдельных участков трамвайной сети, тем более что такая возможность прописана в концессионном соглашении, которое мы заключили с городом. Более того – в случае штатных непредвиденных ситуаций мы всегда готовы поддержать наших коллег, и в свою очередь рассчитываем на их помощь, если таковая потребуется. При этом трамвайная инфраструктура за пределами нашего проекта может требовать модернизации», – сообщили в пресс-службе компании.
ОЖД в деле
Помимо этого, Смольный подумывает перенаправить часть поездов дальнего следования, пригородных направлений и межрегиональных маршрутов с Ладожского вокзала на другие. Железнодорожники уже готовят свои предложения.
Владимир Валдин уверен, что осуществить такую идею сложно, но возможно. «Часть поездов можно перекинуть на другие вокзалы, например, на Витебский, который из-за пандемии фактически пустует», – сказал он.
Эксперт добавил, что пригородные электрички могут ходить и до станции метро «Волковская». «Там есть возможность построить платформу для электричек с востока. Совсем недавно обсуждался вопрос о направлении электричек из Кудрово именно на «Волковскую». Топология это позволяет», – уверен эксперт.
Полоса для общественников
Координатор движения «Транспорт и горожане» Арсений Афиногенов считает, что помочь после закрытия «Ладожской» может выделенная полоса для общественного транспорта на Заневском проспекте.
«Люди, которые раньше добирались до «Ладожской» на трамвае, будут вынуждены пересесть на безрельсовый транспорт, а на Заневском и так тесно. Зато общественный транспорт получит приоритет в движении», – сказал он.
Владимир Валдин к идее создания выделенной полосы отнёсся с некоторым скепсисом. «Это наиболее простое с технической точки решение, однако у «Новочеркасской» нет места для того, чтобы автобусы и троллейбусы разворачивались и ехали обратно. Если же транспорт будет следовать дальше, то, по крайней мере, дважды в сутки автобусы будут сбиваться в пробки на мосту Александра Невского, которые уже при сегодняшнем уровне его загрузки становятся непобедимыми», – считает эксперт.
В Комитете по транспорту отметили, что закрытие станции планируется только в 2023 году, поэтому решение будет принято позже.