Яндекс.Метрика
  • Мария Мельникова

Креатив и шалманы: кинематографисты поспорили с главой «Ленфильма»

Все обеспокоены будущим студии

Генеральный директор студии «Ленфильм» Федор Щербаков впервые встретился с Союзом кинематографистов Санкт-Петербурга. Стороны выслушали друг друга, но консенсуса не достигли. Кинематографисты опасаются массовых увольнений и выступают против организации креативного пространства, но самое главное – они подозревают руководство «Ленфильма» в нежелании возрождать кинопроизводство. Щербаков заверил, что все это не больше чем слухи, а кинопроизводство никогда не останавливалось.

Федор Щербаков возглавил «Ленфильм» 9 сентября прошлого года. Студия несколько лет находится в сложном положении. В декабре 2020 года глава студии говорил, что официальный долг «Ленфильма» составляет 1,6 миллиарда рублей. Однако уже в октябре 2020 года Министерство культуры РФ направило «Ленфильму» 486,6 миллиона рублей, а в декабре – еще 999,4 миллиона. Казалось бы, положение налаживается, однако у Союза кинематографистов появились вопросы о планах Федора Щербакова.

«Мы несколько раз приглашали его, но он отказывался. Согласился только после того, как мы направили письмо в Министерство культуры РФ с просьбой к Ольге Любимовой взять под личный контроль выход киностудии из кризиса, потому что слухи, которые ходят вокруг «Ленфильма», вызывают у нас беспокойство», – рассказал исполнительный директор Союза кинематографистов Санкт-Петербурга Александр Бабаян.

Разрежем «Ленфильм»? 

Союз кинематографистов очень беспокоит идея открыть для всех улицу, которая проходит по территории «Ленфильма» и соединяет Каменноостровский проспект и Кронверкскую улицу.

«На встрече Федор Щербаков подтвердил свое желание сделать эту улицу пешеходной. Если это произойдет, то самый большой пятый павильон окажется отрезанным от остальной части студии. Мы опасаемся, что после этого он перестанет быть кинематографическим, ведь не будут же загримированные актеры в костюмах ходить по улице вместе с горожанами. После павильон может быть сдан в долгосрочную аренду под магазины или рестораны. Расторгнуть такой договор будет очень сложно, а через какое-то время может появиться предложение вообще избавиться от него, например, ради закрытия бесконечных долгов студии», – считает Александр Бабаян.

В «Ленфильме» сообщили, что сейчас разрабатывается идея создания на территории студии общественного пространства, в рамках которого улица может стать городской, но окончательно еще ничего не решено.

«Мы хотим сделать студию максимально открытой для жителей и гостей города. Убрать ржавые, уродливые заборы. Однако мы еще в самом начале разработки конкретного проекта: собираем мнения, выслушиваем предложения проектировщиков, ведем переговоры с администрацией Петроградского района. В связи с этим говорить о какой-то выработанной концепции преждевременно», – сообщила пресс-служба студии.

Идея создать на территории «Ленфильма» общественное пространство существует несколько лет. Временно исполняющая обязанности гендиректора «Ленфильма» Инесса Юрченко даже воплотила ее в жизнь – на открытой территории студии заработал KINO CORNER. Однако креативная команда покинула студию сразу после ухода Инессы Юрченко.

Штатный режиссер «Ленфильма» Виктор Бутурлин считает, что открытие территории студии для посторонних – начало конца. «Они хотят разрезать студию, как больную собаку, и привести туда шалманы с шашлычными. Все разговоры о том, что эта улица нужна горожанам, не выдерживают никакой критики. Горожане много лет прекрасно ходят по проспекту Мира. В общем, это какая-то глупая и невкусная идея», – уверен он.

Член совета директоров студии, режиссер Алексей Герман-младший ничего плохого в организации общественного пространства не видит. «Так живет весь мир. Студия в долгах и надо искать способы заработка. Если павильоны пустуют, а многие помещения «Ленфильма» не используются, то их надо сдавать в аренду, чтобы хоть как-то заработать», – сказал он.

На «Ленфильме» добавили, что многие павильоны студии нуждаются в реновации, на проведение которой нет средств. 

Массовые сокращения спасут «Ленфильм»?

Еще больше Союз кинематографистов Петербурга обеспокоен слухами о том, что руководство «Ленфильма» намерено вывести за штат (то есть уволить) множество сотрудников, включая творческих: операторов, художников и даже режиссеров. На студии уверяют, что таких планов нет.

«Мы провели кадровый аудит. У нас есть коллеги, которые находятся в творческих отпусках более 10 лет, и отдел кадров уточнил их планы. Те, кто не планировал выходить из творческих отпусков (а это всего лишь несколько человек), по собственному желанию приняли решение покинуть студию. Те же, кто по тем или иным причинам решил и дальше находиться в творческом отпуске, останутся в штате студии. Мы ждем, что коллеги поделятся своими творческими планами, и мы вместе с ними будем планировать жизнь студии», – сообщила пресс-служба.

Виктор Бутурлин рассказал, что ему предлагали именно уволиться. «Мне как-то позвонили и сказали, мол, приходи и распишись о том, что ты уволен. Сейчас, разбежался прямо! Моя официальная зарплата на «Ленфильме» – чуть больше 100 рублей в месяц – немного они на мне сэкономят. Но, вероятно, отказался не только я, поэтому они, видимо, отказались от этой идеи», – вспоминает он.

Еще один штатный режиссер «Ленфильма» Константин Лопушанский сообщил, что нечто подобное предлагали и ему, однако речь шла не совсем про увольнение.

«Я знаю, что руководство студии подумывало об оптимизации штата и с каждым сотрудником вела переговоры. Ничего удивительного в этом нет, ведь «Ленфильм» находится в тяжелом финансовом положении, а многие сотрудники годами не работают, поэтому зачем же им платить зарплату. Да, это копейки, но все-таки деньги. Со мной тоже разговаривали, но речь не шла об увольнении, обсуждалась идея создания некого художественного совета. Я готов уйти из студии, если это потребуется, но, конечно, мне не хочется, да и не кажется справедливым, ведь я много лет там проработал и в том числе мои картины сделали «Ленфильм» знаменитым», – сказал он.

«Кина не будет?»

В Союзе кинематографистов Петербурга опасаются, что выведение творческих сотрудников за штат – это еще один шаг в сторону тотального творческого аутсорса. 

«Руководство студии все, что можно, отдает на аутсорс, даже изготовление декораций. То есть сторонняя компания просто арендует у студии помещения, создает декорации и зарабатывает, а «Ленфильм» всего лишь получает деньги за аренду. Если на «Ленфильме» не останется штатных творческих сотрудников, то, по сути, он перестанет быть киностудией в полном смысле этого слова, то есть, насколько я понимаю, перестанет производить кинематографический контент, а станет площадкой для аренды. Тогда его легко будет превратить в развлекательный центр и распродать по частям», – полагает Александр Бабаян. 

Алексей Герман-младший связи между аутсорсом и сворачиванием кинематографической деятельности не видит. «Проблема в том, что не все мастерские «Ленфильма» конкурентоспособные. Зачастую сделать декорации на стороне дешевле, чем на студии. Содержать неконкурентоспособный цех бессмысленно, поэтому надо изменить политику и добиться того, чтобы цены стали хотя бы рыночными. Это возможно, там работают очень хорошие специалисты. Еще на «Ленфильме» есть уникальная коллекция костюмов и ретроавтомобилей, их, безусловно, надо сохранить. Также хочу отметить, что я в штате студии никогда не состоял, от «Ленфильма» получил ровно ноль рублей и ноль копеек. И это никогда не мешало мне снимать на студии фильмы, как не мешает и сейчас», – сказал режиссер.

На «Ленфильме» уверяют, что кинопроизводство никто останавливать не планирует, более того, оно никогда и не останавливалось, вопрос был лишь в объемах. Так, несмотря на коронавирусные ограничения и прочие проблемы, при непосредственной поддержке «Ленфильма» снимались такие картины, как «Учености плоды», «Нахимовцы», «Девятаев», «Воздух», «Лиза», а также сериал «Этерна».

«Мы надеемся, что после снятия коронавирусных ограничений нам удастся нарастить объемы производства», – добавила пресс-служба студии.