Яндекс.Метрика
  • Сергей Городецкий, Виталий Синицын, Дмитрий Коломиец, Марина Алексеева, Марина Бойцова, Дарья Сысоева

Остановленный транспорт и фаеры на Марсовом поле: как прошла незаконная акция в Петербурге

Сейчас в полиции ведут подсчет количества участников несанкционированного мероприятия
Фото: Роман Пименов / «Петербургский дневник»

В субботу 23 января в Петербурге, как и в других городах России, прошли незаконные акции. Протестующие стали собираться на Сенатской площади к полудню. Сотрудники полиции без остановки через громкоговорители предупреждали собравшихся о незаконности акции, а также о том, что ее участникам грозит административная ответственность.

Большую часть собравшихся у Медного всадника поначалу составляли подростки. Парни и девушки выглядели так молодо, что полиции пришлось доставить их в отделы, чтобы понять, не оказались ли на незаконной акции несовершеннолетние. Напомним, что призывы к молодым людям принять участие в акции за несколько дней до этого распространялись в интернете, за что многие петербуржцы осудили организаторов митингов.

«Детям бы поиграть, потусоваться, а их призывают идти на политические мероприятия. Это возмутительная и недопустимая спекуляция недостойных людей. Интересно: те, кто призывает к подобному, направят своих детей туда? Не думаю», – говорил «ПД» накануне акции новый генеральный директор Российской национальной библиотеки Владимир Гронский (к нему присоединились и многие другие деятели культуры. – Ред.).

Фото: Александр Глуз / «Петербургский дневник»

Вскоре начались задержания активных участников массового мероприятия. Их сопровождали в автобусы сотрудники полиции и Росгвардии. Для тех, кто не сопротивлялся законным действиям стражей порядка, все проходило спокойно.

«Судя по тому, что я видела (а я смотрю в трансляции все, что происходит), могу сказать, что сотрудники силовых структур ведут себя крайне корректно по отношению к протестующим, чего нельзя сказать о другой стороне. Митингующие настроены крайне недружелюбно», – заметила в беседе с «Петербургским дневником» бывший начальник Главного управления по вопросам миграции МВД России, полковник полиции Ольга Кириллова/

Фото: Роман Пименов / «Петербургский дневник»

Другая ситуация была с теми, кто шел на откровенные провокации. Так, отдельные манифестанты предпринимали угрожающие движения в сторону шеренги правоохранителей, также то и дело в бойцов ОМОН летели снежки, но в нашем городе столкновения удалось избежать (в Москве на аналогичной акции автомобиль со спецсигналами стали люто забрасывать снежками, а его водителю выбили глаз).

«Кидаться снежками в такой ситуации? Это неправильно, не по-человечески и не по закону, – поделился мнением с «ПД» председатель общественного движения «За безопасность» Дмитрий Курдесов. – Вообще, любым предметом бросать в прохожего, неизвестного вам, – это административное правонарушение. Тем самым ему можно нанести ущерб, независимо от его служебного положения и полномочий. А сотрудник полиции еще и при исполнении находится». 

При этом, к сожалению, не обошлось без обострений и в Петербурге. Около 14.30 на Сенатской площади неизвестный мужчина напал на двух инспекторов ДПС. Злоумышленник нанес полицейским удары по лицу и голове. По данному факту уже возбуждено уголовное дело по части 1 статьи 318 УК РФ («Применение насилия в отношении представителя власти»). Сейчас полиция устанавливает личность и ведет розыск подозреваемого.

Фото: Роман Пименов / «Петербургский дневник»

Как заметили журналисты, действия протестующих координировались в социальных сетях или мессенджерах. Позже это подтвердили эксперты.

«Прогресс не стоит на месте в развитии различных технологий. Например, управление действиями массы людей через мессенджеры. Так, при протестах в Гонконге для мобилизации протестующих использовались Telegram и TikTok. То же самое в этом году было отработано в США. Потом Белоруссия», – провел параллель Директор Института современного государственного развития, политолог Дмитрий Солонников. 

В какой-то момент собравшимся на незаконную акцию поступила команда начать движение. Толпа решительно двинулась через Александровский сад. Поток автомобилей и общественного транспорта по Адмиралтейскому проспекту, Гороховой и Малой Морской улицам был перекрыт: манифестанты шли по тротуарам и проезжей части. Центр города оказался фактически парализован.

«Любые несанкционированные вещи так или иначе наносят урон, потому что город к этому не готов», – сказал «Петербургскому дневнику» глава регионального отделения Всероссийского общества автомобилистов, член Общественной палаты Северной столицы Валерий Солдунов.

Выход колонны на Невский проспект привел уже к остановке всего транспорта и здесь. Среди водителей вынужденно заблокированных автомобилей находились как сторонники манифестантов, так и их противники. Последние выражали свое недовольство нервными гудками клаксонов, которые участники незаконного шествия все равно воспринимали как знак поддержки.

Остановить нарушителей смогли у Перинной линии: дальше Гостиного двора колонна участников акции не прошла. Невский проспект здесь перегородили автобусы, а тротуары были полностью блокированы живой цепью ОМОНа.

Фото: Виталий Синицын / «Петербургский дневник»

Тогда манифестанты приняли решение двигаться на Марсово поле, где нарушители порядка облюбовали монумент павшим борцам революции и зажгли фаеры. Были и те, кто миролюбиво предпочли протесту игру в мяч или лепку снеговиков.

Наконец, участникам митинга командуют «Начать движение к Литейному проспекту». И вот уже транспортный коллапс распространяется на набережную реки Мойки и улицу Пестеля.

Мимо Спасо-Преображенского собора часть колонны дойдёт до улицы Маяковского, где устремится в сторону Невского проспекта. Координаторы протеста сигнализируют, что завершающей точкой станет площадь Восстания. И вот уже остановив движение по главной магистрали города, манифестанты забираются на обелиск «Городу-герою Ленинграду» напротив Московского вокзала, а затем словно по команде станут поспешно расходиться. Возможно, такая спешка была необходима, чтобы пришедших сюда молодых участников акции не успели задержать.

Пресечение незаконной акции не обошлось без ЧП. На одном из видео, появившемся в соцсетях, видно, как сотрудник силового ведомства бьет ногой женщину, которая спрашивает, за что задержан молодой человек, которого ведут в автобус. Этот ролик будет внимательно изучен. Об этом «ПД» сообщили в пресс-службе Главного управления МВД России по городу и Ленинградской области, а результаты проверки передадут в следственные органы. Кроме того прокуратура Петербурга организовала проверки по фактам нарушений, допущенных в ходе проведения несанкционированных митингов, в том числе со стороны сотрудников правоохранительных органов города, обеспечивающих правопорядок, а также по факту применения физической силы в отношении женщины.

Фото: Александр Глуз / «Петербургский дневник»

Кроме того, «Петербургский дневник» попросил сообщить и число участников незаконного мероприятия. На момент написания материала, в полиции уточнили, что подсчет еще ведется.

На заметку

В то же время врачи прогнозируют новую вспышку COVID-19 после сегодняшней незаконной массовой акции.

«Любое нарушение эпидемиологической безопасности (например, отсутствие масок и скопление людей) может привести к новому витку заболеваемости, чего так бы не хотелось и вообще, и особенно в преддверии очередного дня памяти – освобождения Ленинграда от фашистской блокады», – сказал «Петербургскому дневнику» начальник Госпиталя для ветеранов войн Максим Кабанов. 

С ним солидарна главный врач Городской больницы №20 Татьяна Суровцева.

«Мы забываем со всей этой политикой, что существует эпидемиология, что мир переживает страшную, тяжелейшую инфекцию и системы здравоохранения всего мира с трудом с этим справляются, – отмечает она. – И если мы все такие грамотные, мы все находимся в соцсетях, мы все читаем – то почему мы не учитываем, что все, что происходит на митингах сегодня, это полное неуважение к своим родственникам, ведь от наших необдуманных интересов страдают поколения пожилого возраста, к которым эти люди вернутся потом после своих сборищ. Люди находятся в месте массового скопления, они находятся, как правило, без масок, не соблюдая никаких законов эпидемиологии».

Фото: Александр Глуз / «Петербургский дневник»
Закрыть