Яндекс.Метрика
  • Мария Мельникова

Новый день «Х» для туриндустрии: операторы подводят новогодние итоги и готовятся к лету

Каким будет самый высокий для индустрии сезон, будет понятно в марте
Фото: Дмитрий Фуфаев/«Петербургский дневник»

Новогодние праздники прошли лучше, чем предполагали эксперты, и теперь игроки туристического рынка готовятся к самому важному для отрасли летнему сезону. Днем «Х» станет 1 марта. К этому моменту можно будет спрогнозировать и уровень спроса, и скорость роста цен. 

Было лучше, чем ожидалось 

По данным аналитической службы Ассоциации туроператоров (АТОР), только около 60 тысяч россиян провели новогодние праздники за границей. Если наречие «только» вас удивляет, то знайте, что обычно этот показатель по крайней мере в пять раз выше. 

Из-за коронавирусных ограничений принимать российских туристов были готовы далеко не все страны, что значительно изменило картину популярности направлений. Продажи новогодних туров на Мальдивы выросли на 65%, а на Занзибар – в 5,5 раза. А вот туристический поток в Турцию снизился на 25%. Продажи туров в ОАЭ и на Кубу упали на 75-80%. 

«Спросу на ОАЭ мешали ограниченность перевозки и высокие цены на билеты. Продажи туров на новогоднюю Кубу были ограничены прежде всего тем, что для россиян на острове сейчас открыт только один курорт Кайо-Коко», – отметили эксперты АТОР. 

Помимо этого, спросом пользовались путевки в Египет, Абхазию, Сербию, Белоруссию и другие направления. 

Ситуация на внутреннем рынке обстоит гораздо лучше. «Благодаря программе «Отпуск с кешбэком» многие россияне решили не рисковать, мало ли, границы закроются или будут введены новые ограничения, и отдохнуть на Родине. Очень хотелось бы, чтобы программу продлили», – отметила исполнительный директор АТОР Майя Ломидзе. 

Об этом же говорят и участники туристического рынка. «Мы отметили четырехкратный рост спроса по сравнению с прошлым годом», – рассказала пресс-служба туроператора «TUI Россия». 

«Мы выполнили свои плановые показатели», – добавили в компании TEZ TOUR. 

Безусловным лидером среди российских регионов оказались Сочи с горнолыжным курортом «Красная Поляна». За 10 праздничных дней в город приехало более 270 тысяч человек, то есть на 11% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Турпоток в Крым вырос на 14% по сравнению с сезоном 2019-2020, в этот раз полуостров посетило около 240 тысяч человек. В горных курортах Карачаево-Черкесии посетило около 150 тысяч человек, то есть на 15% больше, чем в праздники прошлого года. 

Несмотря на то, что Петербург вошел в ТОП-10 самых популярных туристических новогодних направлений, эксперты склонны говорить скорее о потерях. По информации Российского союза туриндустрии, Северная столица приняла не больше 10-15% путешественников от уровня прошлого года. По данным городского Комитета по туризму, загрузка гостиниц в среднем составила около 18-20%. Туроператор «Дельфин» сообщил, что объемы бронирований новогодних туров в Петербург упали на 76%, а в TEZ TOUR – примерно на 70%. При этом оператор «TUI Россия» привез на новогодние праздники в Петербург и Ленинградскую область на 50% больше людей, чем годом ранее. 

«К сожалению, в преддверии новогодних праздников, в период роста числа случаев заболевания коронавирусом, правительство Петербурга было вынуждено пойти на непопулярный шаг и заявить, что в этом году город на новогодние праздники туристов не ждет. На основные праздничные даты были введены ограничения на проведение выставок и концертов, а также на работу музеев, заведений общественного питания, большинства театров и даже зоопарка — всего того, что традиционно является ключевыми спектрами интереса гостей нашего города», – пояснил председатель Санкт-Петербургского регионального отделения «Деловой России» Дмитрий Панов. 

Цены могут начать расти 

В целом, по мнению экспертов, новогодние праздники прошли лучше, чем ожидалось. «Еще в октябре-ноябре 2020 года было абсолютно неясно, что будет с новогодними продажами, однако в итоге бронирование туров активно шло до самого Нового года – вплоть до 28 и 29 декабря», – рассказала Майя Ломидзе. 

Снижение глубины продаж – абсолютный тренд 2020 года , который значительно усложнил работу всем участникам туриндустрии. Тем не менее многие операторы давно открыли предварительные продажи путевок на летний сезон 2021 года. Желающие купить тур есть, хотя, по оценкам Майи Ломидзе, таковых процентов на 90 меньше, чем в докоронавирусные годы. Отметим, что в туриндустрии лето начинается с майскими праздниками, а заканчивается закрытием пляжного сезона в наиболее доступных странах, например, Болгарии, Греции и Турции. 

Оператор «TUI Россия» давно открыл раннее бронирование, на летний отдых, и в компании уверяют, что продажи идут хорошо. «Каким будет летний сезон, станет понятно 1 марта. Если к этому времени эпидемическая ситуация значительно улучшится, то есть количество заболевших будет падать, а вакцинированных – расти, то за март, апрель, май можно будет хорошо «распродать» лето, и сезон будет спасен. Если серьезных улучшений к 1 марта не будет, то как минимум о половине планов на сезон можно будет забыть», – рассказали представители туроператора. 

Что касается цен на будущий отдых, то их уровень зависит от множества факторов. «В настоящий момент спрос существенно превышает предложение, и это является причиной роста цен на авиаперевозку по открытым направлениям. Если в 2021 году число стран, доступных для посещения россиянам, не увеличится, а также не появится больше чартерных полетных программ, то вероятность существенного снижения стоимости авиабилетов будет крайне мала. При поездках за границу ключевую роль играет курс рубля», – рассказали в TEZ TOUR. 

Кроме того, цены на свои услуги, скорее всего, будут поднимать и гостиницы. «Ужесточение требований безопасности приведет к дополнительным расходам со стороны отельеров, и это, конечно же, отразится на ценах для конечного потребителя. Впрочем, все зависит от уровня от спроса и загрузки каждого конкретного объекта размещения и от их финансового состояния, ведь некоторые завершили предыдущий сезон убытками. С высокой долей вероятности цены на наземное обслуживание вырастут, но будут и отели, которые сохранят уровень стоимости или даже снизят его», – добавили в TEZ TOUR.

Закрыть