Яндекс.Метрика
  • Мария Мельникова

Слухи о повторной изоляции не дают россиянам заранее планировать отпуск

Они отказываются от досрочного бронирования туров

Опасения, что Россию накроет вторая волна коронавируса, будоражит население с начала лета и очень мешает работе туристической индустрии. Больше всего проблем создает слух о том, что 20 сентября страну снова закроют на самоизоляцию. Игроки туристического рынка очень надеются, что это последняя «черная дата» в 2020 году.

Туриндустрия села на мель

Главная проблема сегодня в том, что многие россияне отказались от досрочного бронирования туров, что дополнительно осложняет жизнь игрокам туррынка.

«Слухи о повторной самоизоляции заставляют россиян очень осторожно относиться к покупке туров, ведь в таком случае вернуться домой будет сложно. Помимо этого, тур может просто отмениться, и придется тратить силы и время на возврат вложенных средств. В результате глубина бронирования летом (срок, за который человек оплачивает тур. – Ред.) составляла максимум три недели. При этом в предыдущие годы раннее бронирование, как правило, открывается за полгода, а бронирование в обычном режиме – за полтора-два месяца», – сообщила исполнительный директор Ассоциации туроператоров России (АТОР) Майя Ломидзе.

Эксперт подчеркнула, что глубина бронирования – критически важный показатель, который позволяет игрокам туриндустрии с уверенностью смотреть в завтрашний день. «Снижение глубины бронирования ограничивает планирование и в без того сложный период выхода из пандемии. Причем сезоны осень и зима во всех регионах России, включая Санкт-Петербург, всегда ниже, чем лето, поэтому игрокам туристического рынка крайне важно понимать ходя бы примерный объем людей, готовых воспользоваться их услугами», – сказала Майя Ломидзе.

В компании TEZ TOUR говорят, что в этом году спрос, как правило, приходится все ближе к дате вылета, и для этого имеется несколько причин: поэтапное и затяжное снятие карантинных ограничений на российских направлениях, негативный информационный фон о второй волне пандемии, сомнения туристов относительно безопасности отдыха. «Как следствие, клиенты все чаще откладывают решение о поездке уже ближе к датам заезда, в среднем, за три-четыре недели. Обычно глубина бронирования для этого времени года составляет три-четыре месяца», – сообщили в пресс-службе туроператора.

Впрочем, отметили в TEZ TOUR, ситуация с туризмом в Северную столицу налаживается. «Экскурсионные туры в Петербург очень востребованы, и темпы бронирования постепенно выходят на прошлогодние показатели, уже неплохо продаются новогодние туры. Однако говорить о возвращении прежних объемов продаж пока не приходится», – рассказали в компании.

Представители туроператора «Тари Тур» также отметили, что предельно маленькая глубина продаж – особенность этого сезона. «Люди стремятся покупать туры на ближайшие даты, незадолго до отъезда», – сообщила пресс-служба компании.

Впрочем, отметили в «Тари Тур», интерес к путевкам на ближайшие даты вызван не только опасениями второй волны коронавируса, но и программой кешбэка, которую Федеральное агентство по туризму РФ запустило 21 августа.

В рамках этой программы путешественники смогут вернуть от 5 до 15 тысяч рублей от стоимости тура, и действует она до конца года. Петербург сразу оказался среди регионов-лидеров программы – россияне уже забронировали гостиничных номеров на 8 миллионов рублей.

Заместитель директора департамента консалтинга группы компаний Colliers International Евгения Тучкова добавила, что нежелание людей заранее оплачивать поездку связано и с политикой авиакомпаний, многие из которых в случае отмены рейса предлагают не деньги, а электронные ваучеры. «По состоянию на конец лета люди готовы были покупать тур примерно за неделю до выезда. Наиболее популярный запрос – туры на выходные. С наступлением осени и окончанием туристического сезона у людей все меньше причин для того, чтобы оплачивать поездки заранее», – отмечает Тучкова.

Все неоднозначно

Председатель правления Ассоциации курортов Северо-Запада Михаил Горба отметил, что в сегменте оздоровительного отдыха не все однозначно.

«Сегмент санаторно-курортного отдыха неоднороден: некоторые учреждения активно работают с госконтрактами, другие ориентированы на рыночных клиентов. Различаются санатории и по медицинской специализации, звездности, инфраструктуре. Комфортнее себя сейчас чувствуют санатории, не связанные обязательствами с Комитетами по здравоохранению и Фондами социального страхования и учреждения, проводящие активную маркетинговую политику. Если говорить о средних показателях, то мы имеем проседание порядка 30% по уровню заполняемости и глубины продаж», – сказал он.

Михаил Горба сообщил, что обычно к сентябрю петербургские санатории успевают в среднем распродать 35-40% новогодних туров, в этом же году большинство объектов не имеют ожидаемой динамики продаж даже по декабрю, не говоря уже о зимних каникулах. «Наметилась явная тенденция - глубина продаж редко превышает месяц-два, а предоплаты сведены до минимума, многие покупки носят спонтанный характер, это стимулирует и программа кэшбека», – сказал он.

Эксперт отметил, что основные гости петербургских санаториев в этом году – сами жители Северной столицы и Ленинградской области. «Туристов из других регионов крайне мало. Целевая аудитория санаториев – люди в возрасте 55+, которые оказались в зоне риска по коронавирусу, и межрегиональные переезды для них затруднительны. Плюс к этому психологические сложности резкого перехода от самоизоляции к отдыху в массовом скоплении людей. На продажах негативно сказываются и оскудевшие семейные бюджеты. Более состоятельные люди предпочитают провести бархатный сезон на море, в курортных учреждениях Сочи и Крыма», – сообщил Михаил Горба.

Ситуация SOS

Больше всего, по мнению экспертов, туристической индустрии может помочь четкая позиция властей. «Очень хотелось бы какого-то официального заявления о том, что будет после 20 сентября. Если после этой даты не появится новой конспирологической даты, то мы увидим рост интереса к туризму», – сообщила Майя Ломидзе.

Михаил Горба отметил, что за время пандемии и выхода образовался огромный отложенный спрос. «Надеемся, что он выстрелит в следующем году», – сказал эксперт.

Закрыть