script async src="https://widget.sparrow.ru/js/embed.js">
Яндекс.Метрика
  • Яна Григорьева

В Петербурге спорят о том, какой памятник Чайковскому установить в центре города, а какой отправить на окраину

В архитектурном конкурсе на эскизный проект монумента определили сразу двух победителей
В Петербурге спорят о том, какой памятник Чайковскому установить в центре города, а какой отправить на окраину Фото: А. Глуз/ «Петербургский дневник»/ Работа Екатерины Пильниковой

Выбор эскизного проекта памятника композитору Петру Чайковскому, который в будущем украсит площадь у Концертного зала Мариинского театра, могут доверить петербуржцам. Для этого в городе планируют провести голосование.

«Дело в том, что мнения горожан о представленных проектах специально собирали и затем учитывали как в ходе первого этапа конкурса, так и второго – на экспозиции с этой целью выкладывали книги для отзывов. Эти отзывы были предоставлены членам жюри, когда они работали и подводили итоги. На сегодняшний день вопрос о том, какой памятник будет установлен на площади у Концертного зала, решает балансодержатель территории, то есть Мариинский театр», – прокомментировали ситуацию в КГА.

«Петербургский дневник» уже обратился за комментарием в Мариинский театр.

Выбор музыкантов

Напомним, что в конце сентября в Петербурге подвели итоги международного архитектурного конкурса на эскизный проект памятника Чайковскому. Жюри конкурса отобрало сразу двух победителей, после чего возник главный вопрос: какой конкретно Чайковский украсит площадь? По словам художественного руководителя – директора Мариинского театра Валерия Гергиева, свое слово о судьбе двух памятников должны сказать выдающиеся музыканты, возможно, и не только Петербурга.

«В архитектурной среде Петербурга найдется достаточно интересная возможность и для одного, и для другого памятника. Это мое сильное убеждение. Я бы никуда не отдавал ни один проект. Если у нас возникнет ощущение, что мы не справляемся с такой задачей, с таким двуглавым орлом, тогда будем думать о Москве или других городах России», – отметил во время подведения итогов конкурса Валерий Гергиев.

Обрести лицо

О том, что в Петербурге могут найти свое место сразу два памятника великому композитору, считают и сами петербуржцы. В редакцию «ПД» пришло уже несколько предложений о том, где бы «прижился» композитор.

«Может, один памятник поставить у нас на Парнасе? В этом микрорайоне много свободного места как рядом с метро, так и напротив, например, у дома № 4 по улице Федора Абрамова. Там вообще сейчас огромный грязный пустырь, а ведь можно из него сделать сквер с памятником Чайковскому и фонтанами, как на «Проспекте Просвещения», возле торгово-развлекательного комплекса «Гранд-Каньон», – подчеркнула петербурженка Людмила Стремянова в своем обращении в редакцию.

Она отметила, что сейчас в микрорайоне практически негде гулять с детьми – одни машины.

«Все были бы рады таким изменениям, тем более у нас для этого есть место. Поэтому не придется «втискивать» второй памятник где-то в городе. Целый район обрел бы свое лицо. Подписи, если нужно, соберем», – добавила жительница города.

Между Гагаринской улицей и площадью Искусств

В «борьбу» за второй памятник композитору включился музыкальный издатель, писатель-краевед Юрий Полоник, который напомнил об идее установки памятника Чайковскому в 1991 году, к 100-летию со дня его смерти. Тогда писатель предлагал установить скульптуру в сквере на Гагаринской улице.

Свой выбор он аргументировал большим количеством адресов, связанных с Чайковским, расположенных рядом с этой улицей.

Так, в здании бывшего Училища правоведения на набережной реки Фонтанки, 6, Чайковский учился, в доме № 6 на Соляном переулке жили его родители, там же скончалась его мама. В доме № 11 на Пантелеймоновской улице (ныне улица Пестеля) Чайковский одно время жил, а в доме № 30 на Гагаринской улице композитор бывал в гостях у Людмилы Шестаковой, сестры композитора Михаила Глинки.

По мнению краеведа, памятник под рабочим названием «Чайковский — мираж» авторского коллектива, в который вошли скульптор Виктор Гаврилов, архитекторы Виталий Чернышев и Алеся Тукач, как нельзя лучше подходит для установки его перед Концертным залом Мариинского театра. Ведь его художественное решение хорошо сочетается с архитектурой как этого зала, так и здания второй сцены Мариинского театра, находящегося поблизости.

При этом памятник второго победителя конкурса Екатерины Пильниковой – «парящий» в воздухе Чайковский с нотной папкой под мышкой, по мнению Юрия Полоника, будет смотреться именно в «старой» части города, а сквер на Гагаринской улице идеально подходит для него.

«В качестве еще одного места для памятника Чайковскому жива идея установки его на Михайловской площади (ныне площадь Искусств) – напротив входа в Большой зал Санкт-Петербургской академической филармонии имени Шостаковича. С этой площадью связано множество событий в жизни композитора: Михайловский театр был любимым местом правоведов; классы Русского музыкального общества, размещавшиеся в левом флигеле Михайловского дворца. Пётр Ильич был одним из первых учеников этих классов и приходил сюда после чиновной службы в департаменте Министерства юстиции. В Колонном зале Дворянского собрания (ныне – Большой зал Санкт-Петербургской филармонии) впервые прозвучали многие его сочинения, да и сам он выступал здесь в качестве дирижёра», – считает Юрий Полоник.

Закрыть