script async src="https://widget.sparrow.ru/js/embed.js">
Яндекс.Метрика
  • Яна Григорьева

Каким будет памятник Чайковскому перед Мариинским, пока остается под вопросом

В конкурсе – двое победителей
Фото: А. Глуз/ «Петербургский дневник»/ Работа Виктора Гаврилова, Виталия Чернышева и Алеси Тукач

В Петербурге подвели итоги открытого международного архитектурного конкурса на эскизный проект памятника композитору Петру Чайковскому. Члены жюри из пяти отобранных еще в декабре эскизных проектов выбрали три. 

«Непростым оказался выбор победителя. Из пятерых нужно было отобрать лучших. Памятник Чайковскому будет установлен за счет Благотворительного фонда Валерия Гергиева, но город также будет помогать, – отметил губернатор Петербурга Александр Беглов. – Чайковский творил в разных странах, но всегда возвращался в Петербург. Он заслужил, чтобы о нем помнили». 

Как подчеркнул художественный руководитель – директор Мариинского театра Валерий Гергиев, в конкурсе выбрали двух победителей. 

«Чайковский достоен того, чтобы поставить ему памятник. Мы – город и страна Чайковского. Главный вывод из подведения итогов конкурса – отсутствие проблемы выбора: не смогли выбрать один, выбрали два проекта. Удручало, что Петербург много десятилетий не имеет достойного памятника одному из гениев мировой музыки», – сказал Валерий Гергиев. 

Первое место заняла работа скульптора Екатерины Пильниковой. «Парящего» Чайковского с нотной папкой под мышкой девушка предлагает выполнить из черной бронзы.

«Работа над эскизным проектом пришлась на карантин. Я предложила сделать Чайковского из черной бронзы, высотой в 5 метров. Обычно классические памятники Петербурга выполнены как раз из этого материала», – отмечает Екатерина Пильникова. 


Фото: А. Глуз/ «Петербургский дневник»/ Работа Екатерины Пильниковой

Вторым победителем, чья работа пришлась по душе членам жюри, стал авторский коллектив, в который вошли скульптор Виктор Гаврилов, архитектор Виталий Чернышев, а также Алеся Тукач. 

«Исследование места установки памятника во многом повлияло на дальнейшее пластическое решение скульптуры. Нашей задачей было создать некое камерное пространство на площади, которая сегодня продувается ветрами: она открыта с улицы Декабристов, а с другой стороны расположена открытая спортивная площадка. Мы попытались сделать зонирование, чтобы хотя бы с одной стороны отгородиться от проезжей части. Тогда и возникло решение сделать стену, а дальше мы уже решали, как облегчить ветровые нагрузки, внести содержательную часть», – рассказывает Виктор Гаврилов. 

Затем специалистам предстояло отобразить, пожалуй, самое главное – музыку. «Мы попытались отразить нематериальность музыки, использовали прием под рабочим названием «Мираж», когда портрет композитора «исчезает», если посмотреть на него с разных углов. Образ композитора планируем сделать из алюминиевых пластин высотой 4 метра и длиной 25 метров», – отметил Виктор Гаврилов.

Фото: А. Глуз/ «Петербургский дневник»/ Работа Виктора Гаврилова, Виталия Чернышева и Алеси Тукач

Третье место получил авторский коллектив: Евгений Туний, Руслан Егоров, а также Василий Потапов за облокотившегося на зонтик Чайковского.

К слову, призовое вознаграждение за первое и второе места, скорее всего, объединят и разделят между победителями. Речь примерно о 2 миллионах рублей, а за третье место авторский коллектив получит 500 тысяч рублей.

Фото: А. Глуз/ «Петербургский дневник»/Работа Евгения Туния, Руслана Егорова и Василия Потапова

А вот реализация проекта – самый интересный вопрос, ведь площадь одна, а проекта памятника два. 

«Я попросил коллег оставить возможность для выдающихся музыкантов тоже сказать свое слово, потому что в архитектурной среде Петербурга найдется достаточно интересная возможность и для одного, и для другого памятника. Это мое сильное убеждение. Я бы не отдавал ни один проект никуда. Если у нас возникнет ощущение, что мы не справляемся с такой задачей, с таким двуглавым орлом, тогда будем думать о Москве или других городах России», – отметил Валерий Гергиев. 

Напомним, что конкурс стартовал 6 сентября прошлого года и проходил в два этапа. В конце декабря члены жюри из 90 выполненных работ отобрали пять, которые вышли во второй тур. Итоги конкурса планировалось подвести в апреле этого года, однако из-за пандемии коронавируса их перенесли на осень. 

Добавим, что в этом году исполнилось 180 лет со дня рождения великого композитора. Именно к этой дате и приурочен конкурс.

Закрыть