Яндекс.Метрика
  • Яна Григорьева

Члены Всемирного клуба петербуржцев планируют назвать сквер в честь Семенова-Тян-Шанского

Известные горожане хотят присвоить скверу на Васильевском острове имя Петра Семенова-Тян-Шанского. Об этом рассказала председатель правления Всемирного клуба петербуржцев Валентина Орлова

– Что такое Всемирный клуб петербуржцев? Как он образовался в нашем городе?

– Всемирный клуб петербуржцев появился в ночь с 6 на 7 января 1991 года. Как раз тогда в нашем городе проходил телемарафон, в котором принимали участие несколько десятков стран мира. Целью его проведения был сбор средств на восстановление памятников Ленинграда.

Поскольку я в это время служила в Фонде возрождения Ленинграда, а фонд был соучредителем этого телемарафона, естественно, на наши плечи легли его подготовка и организация. В какой-то момент мы с коллегами подумали, что можем сделать и представить свою программу как часть телемарафона. Конечно, возник вопрос: какую? И мы вспомнили, что несколько месяцев назад, в ноябре 1990 года, писатель-сатирик Михаил Жванецкий организовал Всемирный клуб одесситов. Идея писателя нам понравилась, и мы подумали: почему бы нам не организовать Клуб петербуржцев? Жванецкий тогда приехал на этот телемарафон, мы ему нашу идею озвучили и предложили объявить о создании такого клуба. А он как настоящий одессит говорит: «Это как-то очень скромно. Давайте лучше Всемирный клуб питерцев». И мы с ним в три часа ночи вышли к микрофонам в зале Мариинского театра и объявили о создании такого клуба… Михаил Жванецкий тогда бросил клич: «Питерцы всех стран, объединяйтесь!»

Я должна сказать, что тогда еще ленинградцы сразу заинтересовались, услышав по телевизору такой призыв. Тут же в театре началась запись, создавали списки тех, кто хочет вступить в клуб. И вот списки готовы, телемарафон прошел, а мы занялись своими текущими делами. Тут-то и начались звонки в фонд с вопросами, когда же мы начнем собирать членов нового клуба!

Мы собрались на первую встречу в Аничковом дворце. Надо сказать, что сам клуб появился в стенах Мариинского театра, а вот все организационные вопросы, в том числе встречи участников объединения, проходили в Аничковом дворце. Участники первого собрания заявили, что «питерцами» они быть не хотят, а хотят быть «петербуржцами». Так в городе Ленинграде и появился Всемирный клуб петербуржцев.

– А в чем его основная цель?

– С самого первого собрания мы задумались о том, зачем нужен клуб, чем мы будем заниматься, какая миссия у нашего клуба должна быть. Первая мысль была – объединение петербуржцев, разбросанных по разным городам мира, под крышей клуба. Как раз в 1991 году проходил Конгресс соотечественников, во время которого очень много петербуржцев вступили в клуб. Общаясь с ними, мы поняли, что они очень мало знают как о Петербурге, так и о современной России в целом. И то, что они знают, не всегда достоверно. Особенно это касалось наших граждан, живущих в Америке. Они очень боялись сюда ехать, потому что думали, что здесь их ждут лагеря… Тогда мы поняли, что нашим соотечественникам будет полезно узнавать, что происходит в нашей стране. И не из американских СМИ, которые тогда начали пропаганду, называя Петербург бандитским городом, а благодаря нашему клубу.

Соотечественники, узнав о другой жизни в городе от его жителей, стали распространять информацию среди своих знакомых, друзей, членов семьи за границей… Для нас это было очень ценно, потому что наш первый президент Никита Толстой говорил, что деятельность клуба должна идти «от сердца к сердцу». Общаясь с людьми, надо передавать доброжелательность, объективную информацию о нашем городе, о нашей жизни, приглашать сюда соотечественников.

Объединение петербуржцев было первой и очевидной нашей задачей. Затем появилась вторая задача, которая, на мой взгляд, стала в итоге основной, – это воспитание подрастающего поколения. Не дать молодым заразиться бациллой агрессивности, раздражения, непонимания, которые процветали в 1990-е годы, попытаться передать будущему поколению весь тот опыт, который мы, люди элегантного возраста, накопили за свою жизнь.

– Сколько членов насчитывает клуб?

– Мы сразу для себя решили, что мы не партия, не фонд, не общество, а именно клуб. Мы – близкие друг другу люди по духу, мировоззрению, интересам. Поэтому нас… 122,5! Да, вы не ослышались. Именно столько. Откуда возникла такая идея? Дело было на одном из заседаний с нашим президентом Михаилом Пиотровским. У него в кабинете из окон видна Петропавловская крепость. И вот мы рассуждаем, сколько членов должен насчитывать клуб. Михаил Борисович предложил: «Давайте возьмем высоту шпиля Петропавловского собора». А она как раз 122,5 метра.

Желающих стать членами клуба очень много, поэтому мы для Петербурга стараемся придерживаться такого количества, а если в клуб хотят вступить наши соотечественники, которые живут в другом городе, то мы их с удовольствием принимаем.

Среди членов клуба много известных артистов, писателей, ученых, дипломатов. Например, экс-генеральный консул США в Санкт-Петербурге Мэри Крюгер, ведущая солистка Мариинского театра Ольга Кондина, режиссер и киносценарист Александр Сокуров, балетмейстер Борис Эйфман, писатель-сатирик Михаил Жванецкий, историк архитектуры Борис Кириков и многие другие.

– Один из популярных проектов клуба – «Белая», «Красная» и «Черная» книги. Как отбираются вопросы для каждой из них?

– Над составлением вопросов трудятся члены экспертного совета. Они следят за изменениями в городской среде, смотрят, что актуально, а что нет. Сама идея создания проекта принадлежит бывшему главному художнику города Ивану Уралову. После одобрения идеи нашим президентом Михаилом Пиотровским мы решили, что здания и сооружения, которые достойны, соответствуют облику Петербурга, заносим в «Белую книгу». Те, которые вызывают опасения, – в «Красную книгу». А уже возникшие, но не соответствующие облику города, – в «Черную книгу».

До карантина, связанного с эпидемией коронавируса, мы, как правило, рассылали уже отобранный список с объектами членам клуба, затем садились в автобус и объезжали их: выходили, осматривали, обсуждали, затем собирали круглый стол и распределяли каждый объект по книгам.

Самым лучшим зданиям города мы решили «вручать» дипломы и знак соответствия петербургским традициям. Причем награждаем мы именно объект, а диплом вручаем главному архитектору проекта здания. После каждого заседания круглого стола мы пишем резюме, которое затем отправляем в администрацию Петербурга.

Особое внимание экспертный совет клуба в ближайшее время уделит такому вопросу, как присвоение статуса «объект культурного наследия» зданиям, которые простояли 40 лет. В то же время вместе с памятниками архитектуры в городе много рядовой застройки, которая официально не является культурно-историческим наследием. Получается, что ее никто не защищает. Так давайте мы, общественность, будем защищать ее! И мы уже начали обсуждение, договорились с Михаилом Борисовичем, что на каждом круглом столе, может быть, мы будем обсуждать хотя бы один объект рядовой застройки города, который, по мнению профессиональных архитекторов – членов клуба, достоин того, чтобы его защищали. Необязательно требовать для этих зданий охранного статуса, но можно, повторюсь, защищать их.

– Над какими еще инициативами сейчас работаете?

– Одну из набережных Финского залива со стороны Васильевского острова начали благоустраивать. Мы предлагаем назвать ее набережной Адмирала Траверсе – русского флотоводца, который командовал Черноморским флотом. В Топонимической комиссии Петербурга нас не поддержали, так как имя адмирала неудобно для произношения. Но я считаю, что человек заслуживает, чтобы его имя носила петербургская набережная. Сейчас готовлю уже второе письмо в комиссию, будем отстаивать эту идею.

Кроме того, сегодня у нас в работе вопрос о присвоении имени русского путешественника, государственного и общественного деятеля Петра Семенова-Тян-Шанского безымянному скверу на Среднем проспекте Васильевского острова у дома 87. Топонимическая комиссия Санкт-Петербурга нам вновь отказала, и мы написали еще раз. Недалеко от этого сквера расположен еще один, которому мы предложили присвоить имя Николая Берзарина – Героя Советского Союза. Губернатор Петербурга Александр Беглов уже подписал документ о присвоении этого имени скверу.

Всемирный клуб петербуржцев также обдумает возможность возвращения проекта «Давайте говорить как петербуржцы». Напомним, что автор идеи – советский и российский лингвист, почетный гражданин Санкт-Петербурга Людмила Вербицкая, которая была членом клуба, – ушла из жизни в ноябре 2019 года.

Закрыть