Кого везут в госпиталь в «Ленэкспо» и как врачи реагируют на жалобы пациентов
Первые пациенты, попавшие во временный госпиталь, развернутый в «Ленэкспо», жаловались в Комитет по здравоохранению. Например, людей не устраивали условия размещения разных категорий больных и недостаток питьевой воды.
Сегодня, 15 мая, губернатор Петербурга Александр Беглов вместе со службой Роспотребнадзора отправился туда с проверкой.
«Безусловно, когда начинает работать такая огромная структура, всегда есть какие-то недочеты – это естественно и нормально. Постепенно работа отлаживается», – подчеркнул глава города.
Александр Беглов отметил, что мало у кого из врачей есть опыт работы в полевых госпиталях. Таким опытом обладают разве что военные медики. Те из них, кто работает в «Ленэкспо», сейчас передают свой опыт гражданским коллегам.
«Но и для пациентов это совершенно новый опыт. Алгоритм медицинского сопровождения отличается от привычного в стационаре, и многие чувствуют растерянность. Кому-то не хватает внимания врачей. Чтобы привыкнуть и настроиться на новые условия, всем нужно время. Врачи понимают, что их задача не только в том, чтобы вернуть физическое благополучие пациенту, но и поддержать его психологически», – подчеркнул градоначальник.
Сейчас вместимость госпиталя составляет 1000 человек. Если ситуация с коронавирусной инфекцией не улучшится, то его увеличат как минимум вдвое – такие возможности есть. На данный момент тут проходят лечение 492 петербуржца.
На самоизоляцию в «Ленэкспо»
О том, как именно отлаживается эта работа, рассказал первый заместитель председателя Комитета по здравоохранению Андрей Сарана.
«Человек, имеющий специфическую клиническую пневмонию, может находиться в данном полевом госпитале, и туда же могут госпитализировать на долечивание пациента со средней степенью тяжести коронавирусной инфекции, если пациент не нуждается в кислороде, температура у него меньше 37,2 и в целом состояние удовлетворительное, – уточняет он. – Эти пациенты, к сожалению, не могут выписаться из стационара домой, потому что дома невозможно обеспечить полную самоизоляцию, так как там есть либо люди старшего поколения, либо другие лица, для кого пациент может быть опасен. Мы с радостью отпускаем домой тех, у кого есть возможность уйти туда. Но надо понимать, что, если человек живет один и он заражен, то ему рано или поздно придется выходить из дома, идти в магазин и в аптеку. И он становится источником заражения. Так что в нашем случае госпиталь в «Ленэкспо» – это вариант той самоизоляции, которую мы все соблюдаем».
Он уточняет, что сегодня ситуация сложная. Все пациенты воспринимаются как потенциальные носители COVID-19, даже если клинической картины нет.
«В городе за сутки заболевают в среднем 400 человек. При этом уровень госпитализации – около 600. Это большая нагрузка для здравоохранения. Количество медперсонала ограничено, надо понимать, что быстро недостаток врачей не восполнить. Люди работают в очагах с инфекционными больными, вирусная нагрузка высока. У нас достаточно много заболевших медиков, есть заболевшие сотрудники из числа вспомогательного персонала – электрики, сантехники. Есть умершие сотрудники, и мы скорбим вместе с их родными», – отмечает Андрей Сарана, комментируя жалобы о том, что у каждой постели нет врачебного или сестринского поста.
Забыть о пациенте невозможно
Сейчас на 60 пациентов госпиталя приходится по одному врачу. Это согласуется с нормативами Минздрава. Чтобы набрать персонал, была закрыта одна из площадок Госпиталя для ветеранов войн на Старорусской улице. По словам первого заместителя председателя Комитета по здравоохранению, это было сделано правильно: не пришлось сплачивать медиков из разных учреждений, туда пришли люди, давно знакомые друг с другом. Но если количество заболевших будет нарастать, то дефицит медицинских кадров будет увеличиваться.
«Мы благодарим тех коллег, которые, переболев, возвращаются на рабочие места. По опыту мы знаем, что тяжелые пациенты, находящиеся на дыхательной поддержке, становятся более заразными, и в рекомендациях на сегодняшний день пишут, что с ними должен работать тот персонал, который уже переболел. Несмотря на все средства защиты, когда ты плотно общаешься с пациентами и находишься в очаге, то риск очень велик», – отмечает Андрей Сарана.
Забыть о пациенте невозможно, в любом случае медперсонал его видит. «Может, и нет должного внимания, как в обычной жизни, но мы – нормальные люди, профессионалы и никогда не пройдем мимо больного», – отмечает доктор.
Он просит понять, что госпиталь – это опыт, которого раньше у Петербурга в таких масштабах не было.
«Такого опыта не имели все страны, и все идут так или иначе с ошибками. Мы стараемся максимально индивидуально относиться к каждому и благодарны за сигналы, которые нам посылают. Да, это делается практически в ручном режиме. Но надо понимать: у нас 1000 коек в «Ленэкспо», пациенты все разные. У кого-то есть COVID-19 и орфанное заболевание, где препарат стоит миллионы рублей. Но там мы не можем дать ему орфанный препарат, потому что его просто нет. Госпиталь не предназначен для этого», – говорит первый зампредседателя.
Человеческий подход
Первые пациенты жаловались на недостаток воды и невозможность получить из дома личные вещи. Андрей Сарана утверждает, что недочеты учтены, проблемы практически решены.
«Чисто по-человечески понятно, что людям нужны какие-то вещи. Мы отработали механизм, как передавать, но предупреждаем, что абсолютно все будет просматриваться. Мы не можем допустить попадания в госпиталь каких-то запрещенных вещей», – подчеркивает эксперт.
Вопрос с нехваткой воды также решен, ее будет достаточно для всех пациентов и персонала. Кроме того, на территории госпиталя усилен сигнал Wi-Fi, чтобы больные имели возможность не прерывать общение с близкими.