Яндекс.Метрика
  • Андрей Сергеев

Чернобыль: трагедия в 90 раз страшнее Хиросимы

Ровно 34 года назад, 26 апреля 1986 года, на Чернобыльской атомной электростанции (ЧАЭС) прогремел мощный тепловой взрыв, навсегда изменивший жизнь тысяч людей. Очевидцы и ликвидаторы аварии рассказали о работе в зоне отчуждения и борьбе с радиационным джинном

В результате взрыва на ЧАЭС реактор четвертого энергоблока был полностью разрушен. В атмосферу поднялось около 190 тонн радиоактивных веществ. Население Чернобыля и близлежащих городов подверглось облучению, в 90 раз большему, чем население Хиросимы после взрыва атомной бомбы. Вокруг станции была создана 30‑километровая зона отчуждения, население эвакуировано.

НА ПОМОЩЬ ЧАЭС

Ранее ветеран пожарной охраны Ленинграда, ликвидатор аварии на ЧАЭС Александр Александров рассказал «Петербургскому дневнику», как ленинградские пожарные прибыли на станцию для борьбы с атомной стихией. В 1986 году он был замначальника отдела в специальном управлении пожарной охраны Ленинграда № 50. В частности, управление занималось пожарной охраной спецобъектов, таких как Ленинградская атомная электростанция (ЛАЭС) – с реакторами-близнецами ЧАЭС  – РБМК-1000. Александров прибыл в Чернобыль в июне 1986 года.

«Помню, как сказал жене, мол, еду в Киев, чтобы не переживала. Тогда киевские пожарные уже понесли огромные потери, большинство либо погибли от лучевой болезни, либо слегли по больницам», – вспоминал Александр Александров.

По его словам, ленинградские пожарные направлялись в Чернобыль со своей техникой, поскольку местные пожарные машины «звенели», то есть были сильно облучены. На месте Александров был назначен заместителем начальника штаба сил и средств пожарной охраны в 30-километровой зоне и начальником пожарной части № 2, которая располагалась всего в 100 метрах от станции. Пожарные из этой части первыми прибыли на место спустя несколько минут после аварии, их называют «первой шеренгой», тогда облученные огнеборцы падали без сознания прямо во время работы, но сдержали стихию до подхода подкреплений.

«В зоне я продержался 22 дня, из которых 21 провел непосредственно у станции. Есть люди, которые и по полгода держались, но они обычно бывали в зоне наездами, и то чаще всего не приближались к станции», – говорил Александров.

Он рассказал, что в первые недели в зону были отправлены солдаты близлежащих частей. Они работали без индивидуальных средств защиты и необходимых знаний, их просто угробили. А ведь это были молодые парни. Позднее было принято решение, что в Чернобыль отправлять можно только людей старше 30‑35 лет.

«Наши НИИ и иностранные компании неоднократно пытались задействовать роботов. Но радиация мешала радиосигналу. Куски графита с кровли в итоге убирали люди, их еще называли «биологические роботы», спустя несколько минут работы они получали запредельные дозы облучения», – отметил огнеборец.

Полковник медицинской службы Валентин Лобанов с июля по октябрь 1987 года занимал пост главного радиолога первого сектора оперативной группы Белорусского военного округа в зоне аварии. Принимал непосредственное участие в работах по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, в том числе на объектах станции третьего и четвертого энергоблоков, и дезактивации зараженной зоны.

«Одна из основных задач – обеспечить безопасность в полках, занимающихся ликвидацией. Бывали очень разные люди, некоторые пытались как можно скорее сбежать из зоны, другие перерабатывали свои нормы облучения в надежде получить больше денег за работу», – рассказывает Лобанов. 

Он добавил, что в 1987-м еще нередки были случаи столкновений грабителей и милиции. Нечистые на руку «сталкеры» пытались пробраться в зону, чтобы похитить вещи, оставленные во время эвакуации населения города Припяти. 

«Мы проверяли обстановку не только в 30-километровой зоне. Если сравнивать, Киев пострадал меньше, чем обширные территории Белоруссии, куда ветер отнес радиоактивные осадки. Помню, какой урожай был в 87-м. Смотрю, по улице идут ребятишки и кушают яблочки размером с арбуз. Находились и те, кто упорно не верил в угрозу радиации, они совершенно спокойно купались в реке Припяти, получая дозу радиации», – сказал Лобанов.

ОПЫТ ФЛОТА 

Ветеран комитета подразделений особого риска, ликвидатор Михаил Елисеев работал в зоне отчуждения с августа 1987 года в качестве начальника штаба оперативной группы. Он обратил внимание, что сухопутные химические войска, изначально направленные к ЧАЭС, имели неплохую подготовку, но были ориентированы на условия ядерной войны и работу с другими группами излучений. В результате было принято решение привлечь флотских «химиков», которые неоднократно сталкивались с радиационными авариями на атомных подлодках (АПЛ). 

До своего прибытия в Чернобыль Елисеев занимал пост начальника химической службы АПЛ и имел опыт ликвидации радиационной аварии на субмарине К-116, на которой произошел расплав активной зоны реактора и переоблучение 38 человек. 

«Опыт флотских химиков помог в кратчайшие сроки стабилизировать ситуацию. Из зоны заражения были вывезены тысячи тонн грунта, зараженная техника и оборудование захоронено в специальных могильниках. Кроме того, мы активно боролись с повседневными нарушениями радиационной защиты, многие игнорировали инструкции, как это происходит сейчас с нарушителями режима самоизоляции ввиду коронавируса», – сказал Михаил Елисеев. 

Он добавил, что в зоне были печальные чудеса, то есть мутировавшие крысы по полтора метра в длину или дубовые листья по 40 сантиметров в ширину. Все это было следствием переоблучения. 

«В один из облетов 30-километровой зоны вертолету пришлось совершить аварийную посадку на загрязненную территорию. За те полтора часа, пока шел второй борт, все находившиеся на борту получили недельную дозу облучения», – говорит Елисеев. 

Подробнее о радиационных авариях на флоте читайте тут.

АЛЛЕЯ ЛИКВИДАТОРОВ 

Председатель петербургской общественной организации «Союз «Чернобыль», ликвидатор Василий Найда сообщил, что на сегодняшний день в Северной столице проживает 4423 участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, в том числе инвалиды – более 1,4 тысячи. Он добавил, что более тысячи петербуржцев награждены медалями и орденами за ликвидацию последствий аварии на ЧАЭС, всего было награждено свыше 100 тысяч человек. 

Василий Найда также рассказал о проекте создания Аллеи ликвидаторов-чернобыльцев в парке академика Сахарова, где в 1988 году в парке был установлен «Колокол мира» в память жертв атомных бомбардировок Хиросимы и Нагасаки. В августе 2003 года в юго-восточной части парка был открыт памятник жертвам радиационных аварий и катастроф. Планируется, что аллея появится в парке к 35-й годовщине аварии на ЧАЭС – в апреле 2021 года – и станет основной композиционной составляющей парка Сахарова.

Закрыть