Вячеслав Акулецкий: Чажма – маленький Чернобыль
В августе 1985 г. в бухте Чажма прогремел ядерный взрыв. В Петербурге живет опытный подводник, принимавший непосредственное участие в ликвидации последствий этой аварии. Капитан 1-го ранга (в отставке), ветеран подразделений особого риска Вячеслав Акулецкий рассказал «ПД», почему события в небольшой дальневосточной бухте стали пророчеством катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Вы считаете, что Чернобыльскую катастрофу можно было предотвратить?
Ее вообще не случилось бы, при условии что сотрудники ЧАЭС имели бы доступ к информации о двух случаях на отечественном атомном флоте. К сожалению, долгое время все оставалось засекречено. Первая ядерно-радиационная катастрофа произошла 12 февраля 1965 г. на атомной подводной лодке (АПЛ) К-11.
В заводских условиях шла операция № 1, то есть перезарядка ядерных реакторов. В носовом реакторе замена отработанного ядерного топлива прошла успешно. Однако при подъеме крышки кормового реактора произошел несанкционированный выход реактора на мощность и последующий крупномасштабный пожар в реакторном отсеке.
Все это имело далеко идущие последствия, несколько человек получили серьезные дозы радиации, была проведена беспрецедентная по своим масштабам и сложности операция по дезактивации. Аварийный реакторный отсек позже был вырезан и заменен на новый, в строй лодка вернулась лишь в 1968 г.
Ядерно-радиационная катастрофа на АПЛ К-431 в бухте Чажма во многом повторила первую, но сопровождалась гибелью люде и по последствиям была куда тяжелее. По своему характеру она явилась прообразом катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Расскажите о событиях в Чажме, что привело к взрыву?
Всего за 8,5 месяца до трагических событий на ЧАЭС АПЛ К-431, оснащенная крылатыми ракетами, прибыла на 30-й судостроительный завод в бухту Чажма. Планировалось заменить ядерное топливо в двух реакторах лодки.
К 10 августа 1985 г. перегрузка активных зон обоих реакторов была завершена, но обнаружилась неплотность прилегания крышки носового реактора, что-то не давало ей закрыться (согласно данным ряда источников, причиной негерметичности стал кусок электрода). Естественно, в таком состоянии подлодка никуда бы не поплыла, требовалось снова поднять крышку реактора, чтобы устранить причины негерметичности. Все необходимые подготовительные работы были выполнены довольно быстро. Рабочие начали монтаж погрузочного оборудования, которое должно было обеспечить ядерную безопасность при подъеме крышки. Тут-то и была допущена роковая ошибка – вместе с крышкой из активной зоны реактора были подняты все поглотители нейтронов.Ничего не напоминает? На ЧАЭС также имело место массированное выведение поглотителей. В итоге в реакторе К-431 началась неконтролируемая цепная реакция. Мгновенное выведение стержней привело к взрыву, в результате которого оплавленная 12-тонная крышка реактора и вся активная зона реактора были выброшены в акваторию бухты Чажма.
На ЧАЭС крышка четвертого энергоблока также была сорвана взрывом.
К каким последствиям привели события на К-431?
При взрыве разорвало на мелкие фрагменты и выбросило взрывной волной восемь офицеров-перегрузчиков и двоих матросов. Подлодка К-431 как боевая единица была навсегда потеряна для ВМФ. Стоявшую неподалеку подлодку К-42 «Ростовский комсомолец» также пришлось вывести из боевого состава флота вследствие сильного радиоактивного загрязнения.
Десять жизней и сразу два современных корабля были потеряны для страны из-за одной ошибки. К сожалению, это были не последние жертвы Чажмы. В результате ядерно-радиационной катастрофы на АПЛ К-431 при взрыве реактора было выброшено около 6 млн кюри радиоактивности. Для сравнения: суммарная радиоактивность веществ, выброшенных из разрушенного четвертого энергоблока ЧАЭС, составила около 50 млн кюри, а из ядерного энергоблока Фукусимы-1 суммарный выброс радиации оценивается в 15 млн кюри.
Радиоактивный след на месте аварии с наиболее высокими уровнями загрязнения имел протяженность 3,5 км при ширине 650 м. Как и в Чернобыле, наблюдался участок рыжего леса. В ликвидации последствий участвовали около 2 тыс. человек. В основной массе ликвидаторами были офицеры и личный состав Тихоокеанского флота.
Тогда никто не предполагал, что всего через несколько месяцев их опыт будет востребован при ликвидации куда более масштабной катастрофы на ЧАЭС.
Как ликвидация последствий радиационной аварии в Чажме отразилась на здоровье ликвидаторов?
Серьезному облучению подверглись 290 человек. У 10 развилась острая лучевая болезнь. К середине 1990-х гг. число только официально выявленных пострадавших перевалило отметку 950 человек. Всю информацию о случившемся в Чажме строго засекретили. Даже расследование проходило под грифом секретности. Ответственность за случившееся возложили на руководителя работ по перезарядке реакторов. На него было заведено закрытое уголовное дело. В результате он получил условный срок, так как к моменту завершения расследования подсудимый находился при смерти от полученной дозы радиации.
В результате совершенно неоправданного замалчивания информация по Чажме была недоступна не только для широкой публики, но даже для специалистов атомной отрасли и флота. Как знать, в каком ключе развивались бы события на ЧАЭС во время аварии. Если бы специалисты ЧАЭС имели доступ к этой информации, их действия в критической ситуации могли оказаться совершенно иными. Возможно, тогда никто бы и не узнал о небольшом украинском городке, где случилась одна из самых масштабных техногенных катастроф за всю историю человечества