Яндекс.Метрика
  • Марина Бойцова

Психолог рассказала, что подростков больше беспокоит ЕГЭ, чем коронавирус

В непривычных условиях самоизоляции и дистанционного обучения некоторые подростковые проблемы обостряются. Однако, как выясняется, молодых людей больше тревожит не COVID-19, а опасение провалить ЕГЭ
Фото: «Петербургский дневник»/Александр Глуз

Заведующий психологическим отделением со службой телефона доверия Городского консультативно-диагностического центра для детей «Ювента» Татьяна Кононова рассказала, что телефон доверия работает 24 часа в сутки без выходных. Обратиться туда могут как дети, так и взрослые, в том числе родители, бабушки и дедушки, а также педагоги.

Давайте играть

«Проблемы и запросы такие же, как раньше. Это вопросы детско-родительских взаимоотношений, но сейчас они особенно актуальны. Все находятся в тесном круге, приходится постоянно общаться, и такое интенсивное общение сказывается на каждом члене семьи. Многие открывают такие вещи друг в друге, о которых раньше не подозревали: кто-то со знаком плюс, кто-то – наоборот. Есть потребность в разрешении внутрисемейных конфликтов, которые, вероятно, накапливались, а сейчас особенно обострились», – рассказывает Татьяна Кононова.

По словам медицинского психолога, дети и родители раньше так долго редко бывали в столь тесной связке, и теперь выясняется, что некоторые вещи вызывают у обеих сторон непонимание, потому что мы зачастую не помним, как взаимодействовать с ребенком, когда оказываешься один на один на длительное время.

«С маленькими детьми все вопросы можно решить через игру. Надо с ребенком договариваться и создавать условия, чтобы он был вовлечен в какие-то действия. Это, с одной стороны, сложно, с другой – легко. Надо учиться понимать предпочтения ребенка, вычислять, на какое развитие он настроен. По сути, любую проблемную ситуацию в семье можно разрешить через игру. И еще что очень важно: нужно тщательно готовиться к следующему дню. Невозможно, как у нас это происходит в большинстве случаев: вот сейчас встану и сделаю. Нет, так не получится. Тут нужно реально готовиться к тому, что будете завтра делать с ребенком. Для родителей это приятное, но серьезное испытание. Надо по-другому выстраивать отношения», – говорит Татьяна Кононова.

Как вернуть ребенка за компьютер

Умение строить взаимоотношения в игровой форме и планировать свое рабочее время и место помогает не только с маленькими, но и со школьниками.

«Родители в растерянности из-за другой формы обучения. Для родителей это все тоже новое, и если раньше нам звонили встревоженные родители и умоляли помочь, чтобы ребенок «отлип» от компьютера с играми, то сейчас многие мамы звонят и просят: «Сделайте что-нибудь, чтобы сел за компьютер учиться!» – рассказала специалист.

При этом у подростков-старшеклассников страхи остались те же, и в первую очередь – страх перед ЕГЭ. 

«Тут ничего не меняется. И они жалуются, что не столько новая дистанционная форма обучения пугает, а то, что ученик боится не понять, что на удаленке объясняет преподаватель или что учитель подолгу не отвечает. И в результате мы опять скатываемся на ЕГЭ. То есть тот же коронавирус для подростков играет не столь значимую роль, как для нас, взрослых. Мы оцениваем ситуацию в плане собственного здоровья и безопасности, а подростки – в плане сдачи ЕГЭ. Девушка недавно звонила, у нее ощущение, что она ни с чем не справляется, множество открытых окошек на экране компьютера приводит ее в невменяемое состояние: «У меня ощущение, что я что-то не успела, не закончила, хотя ответила на вопросы, все отправила. Но ощущение недосделанности все равно остается», – рассказала Татьяна Кононова.

Дети лучше приспособлены к изоляции

Взрослые обеспокоены ситуацией самоизоляции, вынужденных каникул больше, чем дети и подростки. В «Ювенте» не очень часто, но все же бывают звонки с вопросами о том, как себя вести, что делать в домашних условиях. Звонят люди и старше 60 лет. Замкнутое пространство они переносят с трудом.

«Родители хуже готовы к такой изоляции, нежели подростки. Подростки умеют компенсировать изолированность виртуальным пространством. Взрослые не все готовы найти способы компенсации в условиях вынужденных каникул», – считает психолог.

Свою долю тревожности вносит и неопределенность: когда закончится изоляция? Начнется школа или продолжатся каникулы? Отменят в этом году ЕГЭ или отменят некоторые экзамены только частично? Будем учиться летом или пойдем на каникулы с мая?

«Мы любим состояние структурированности и определенности, иначе мозг начинает паниковать. Но это лишь вопрос времени. В любом случае ЕГЭ будет, это все лишь вопрос времени. Главное – понимать, насколько готовы к нему. И здесь тоже есть, над чем поработать», – подчеркнула Татьяна Кононова. 

По словам специалиста, многое начинается с того, как мы все организовываем. Через действие, организацию пространства можно обрести уверенность в перспективах. Это приносит определенную стабильность, а планирование дает ощущение подконтрольности событий, уверенность в том, что собственные силы и ресурсы есть.

«Когда бы этот ЕГЭ ни был, все равно я готовлюсь к нему и его сдам. Неопределенность организуется не только событиями вокруг нас, но и нашим отношением к этому. Есть навыки планирования и оценка перспектив – даже в том случае, если ребенку хоть всего 3 года, хоть 17 лет. Важно детей вовлекать в процесс, сейчас очень благодатное время встроиться в систему ценностей ребенка. Только нужно немного терпения и умения готовиться к каждому дню взаимодействия с ребенком», – подытожила психолог.

Закрыть