Яндекс.Метрика
  • Нина Астафьева

Как поисковые отряды работают во время самоизоляции

Об этом «Петербургскому дневнику» рассказали в отряде «Лиза Алерт»

За первую апрельскую неделю в петербургском поисковом отряде «Лиза Алерт» появилось два объявления о поисках. Они активны: значит, поиски пока не увенчались успехом.

Отряд не скрывает, что работать в карантинном режиме не в пример сложнее, чем в обычном, но, к счастью, экстремальных ситуаций пока не возникло. Экстремальные – это когда пропадает ребенок или когда есть четкая информация, что человека похитили. Тогда необходимо создавать поисковый штаб, а как его создашь, если лучше сидеть дома?

Разумеется, для поисковиков существует и работа в онлайн- и удаленном режиме, которую может выполнять даже человек с ограниченными возможностями здоровья. Например, отсматривать видеосъемки с дронов. Впрочем, беспилотники применяются в лесах, а не в городе, а лесные поиски начнутся в теплое время года.

Также появилось много работы у группы коротких прозвонов. Это люди, которые обзванивают больницы с вопросом: не поступал ли к вам пациент с такой-то фамилией или с такими-то приметами? И не только больницы и морги, но и отделения полиции.

Стоит отметить, что каждый новый поиск группа «Лиза Алерт» начинает с беседы с тем оперативником уголовного розыска, который ориентирован на поиск пропавшего. Нужно обговорить детали поиска, чтобы действовать в тандеме с полицией, а не мешать ей. Соответственно, ни одно поисковое действие волонтеров нельзя назвать самодеятельностью.

В то же время пока нельзя сказать, что петербургские поисковики готовы к московскому сценарию и знают, что делать в том случае, если изоляция станет обязательной для всех. Однако сейчас об этом речь не идет.

«Может, удастся согласовывать, – высказывает надежду инструктор школы «Лиза Алерт» Антон Паулин. – Но мы надеемся, что в Петербурге не будет такого жесткого режима, как в Москве».

На карантин «Лиза Алерт» отреагировала обращением к народу.

«К сожалению, мы сейчас не сможем выезжать на все поисковые запросы», – сообщает сайт организации и добавляет, что волонтерам нужны, как и всем в городе, средства индивидуальной защиты – маски, респираторы, перчатки, защитные очки.

А еще отряд призывает людей активней репостить объявления о пропавших. Вместо объявлений на стенах будут объявления в соцсетях. Ведь печатать их и расклеивать – невозможно, не нарушая карантина.

Тех горожан, которые отправились пережидать карантин на дачи, поисковики просят пристально следить за детьми и пожилыми родственниками, особенно если у тех проблемы с памятью.

«Сейчас гораздо сложнее будет найти ресурсы для того, чтобы их искать, – написано в воззвании. – Убедитесь хотя бы, что ваш участок безопасен, и на нём нет открытых люков, септиков, колодцев, погребов, а туалет постоянно закрыт и подходит для использования детьми, калитка и ворота надежно закрываются, в заборе нет дыр и так далее».

Петербуржцы, как известно, демонстрируют высокую дисциплину и на улицу почти не выходят. Но число заявок не снизилось – просто потому, что «Лиза Алерт» обретает все большую популярность, и к ней чаще обращаются за помощью. В марте заявок было 180 (на 45 больше, чем в марте 2019-го), и только в десяти случаях понадобилось создавать штаб поиска, участвовать в активных работах «на земле». Остальные поисковые операции были проведены как раз путем коротких прозвонов.

«Плохо, что школу «Лизы Алерт» пришлось на время закрыть, – сетует Антон Паулин. – Закрыли мы и вводные ознакомительные собрания для всех желающих стать волонтерами. Поэтому я не могу сказать точно, много ли желающих присоединиться к нам сейчас, когда люди ушли на нерабочую неделю, но все равно хотят делать что-то полезное. До объявления карантина количество желающих росло с каждым месяцем. А еще мы категорически не берем на участие в поисках всех, кто показывает хоть малейшие признаки инфекционного заболевания. Даже если это, скорее всего, аллергический насморк, мы просим посидеть дома».

По словам представителя «Лизы Алерт», волонтеры всегда ходят по двое, даже в городе. «Двойка» может расклеивать объявления, беседовать с людьми, обращаться с запросами к владельцам видеокамер… Видео обычно или дают отсмотреть на месте или отправляют на почту. И для выполнения одной задачи одной «двойки» хватает.