Михаил Голиков: «Слушайте музыку вместе с детьми»
Каково было музыкантам оркестра играть на расстоянии полуметра друг от друга? Можно ли проводить репетиции онлайн? Как родители могут обратить карантин на пользу себе и своим детям? Об этом рассказал художественный руководитель Филармонии для детей и юношества, главный дирижер оркестра «Таврический» Михаил Голиков.
- Михаил Сергеевич, расскажите, где и как вы себя самоизолировали?
- Я сразу понял, как тяжело будет сидеть в городской квартире. Поэтому выехал за город на дачу к отцу, чтобы иметь возможность хоть немного побыть на свежем воздухе. И, конечно, поработать.
- И как вы, человек молодой и деятельный, переносите самоизоляцию?
- Безусловно, это очень тяжело. Поскольку привычные репетиции и концерты невозможны, приходится все время изыскивать новые виды занятий, которые в создавшихся условиях можно осуществить. Я читаю, смотрю партитуры, готовлю новые программы и продолжаю строить планы. Ну и еще, конечно, обдумываю новые способы их воплощения, если вдруг вся эта история с изоляцией все-таки затянется. Ищу возможности показывать свои спектакли и концерты в Интернете.
- Тем более что первый опыт у вас уже был?
- Да, наш оркестр «Таврический» еще успел выступить на сцене Белого зала открытой киностудии «Лендок», где дал концерт к 100-летию со дня рождения Георга Отса. Изначально мы должны были играть в Большом зале Санкт-Петербургской филармонии имени Дмитрия Шостаковича. Но угроза заражения COVID-19 эти планы изменила. Однако и я, и музыканты оркестра были уверены, что карантинные меры не должны помешать вспомнить великого музыканта, который одинаково близок сердцам слушателей в Эстонии, России и еще в тринадцати странах бывшего СССР. Напротив, в такие сложные времена мы хотели напомнить о том, как на самом деле мы близки друг другу, как умеем поддерживать друг друга и не унывать. Поэтому публика все же смогла услышать и увидеть концерт в прямых эфирах в социальных сетях. Хотя, признаюсь, сыграть этот концерт нам было непросто.
- Расскажите, в чем состояла сложность.
- Когда мы приступили к репетициям, музыкантам надо было сидеть на расстоянии полутора метров друг от друга. Это было для них очень непривычно. И я рад, что в итоге все получилось хорошо. А сами оркестранты отметили определенную полезность такого опыта. Мы даже подумали, что в случае крайней необходимости сможем прибегать к таким форматам в репетиционном процессе и в будущем, когда уже будут сняты все ограничения с нашей работы.
- Именно этот опыт вы частично используете и сейчас?
- Да, мы стараемся проводить репетиции отдаленно. Когда каждый музыкант сам учит свою партию у себя дома. И потом показывает мне в режиме онлайн. А я, соответственно, даю какие-то свои наставления и высказываю пожелания.
- Насколько реально сыграться на расстоянии? Есть ли уже такие прецеденты?
- Я слышал о проекте Юрия Смекалова (солист и хореограф Мариинского театра – Ред.), в котором, кроме него самого, участвуют онлайн московский композитор Бхима Юнусов и петербургская фигуристка Елизавета Туктамышева. И я желаю моему другу и партнеру Юрию Смекалову успеха в этом начинании. Уверен, что у него это точно получится. Что касается наших дел, то, конечно, нам непросто. Все новое вообще всегда сложно. Тем не менее, это интересно. И если не получится на первый раз, то на второй будет получаться уже лучше.
- Как руководитель Филармонии для детей и юношества и отец, какие советы вы бы дали родителям, чтобы они смогли разнообразить досуг своих детей?
- Я считаю, что сейчас самое подходящее, даже можно сказать, лучшее время для того, чтобы показывать детям как можно больше спектаклей и фильмов, в том числе музыкальных, ориентированных на их возраст. И обязательно слушать музыку. Музыка однозначно обладает терапевтическими свойствами. И оказывает на психику ребенка, который сейчас вынужден изменить свой обычный ритм жизни и не имеет возможности выплеснуть энергию в школе, в спорте, самое положительное влияние. Старайтесь вместе с детьми как можно больше слушать музыкальных спектаклей, концертов. Их в большом количестве можно найти в Интернете. И я уверен, что это поможет чуть легче преодолеть все трудности самоизоляции.
- А филармония как могла бы в этом помочь?
- Мы сейчас ищем партнеров, чтобы показывать записи наших спектаклей. Чтобы дети могли как можно чаще хотя бы на экране телевизоров или своих гаджетов видеть наши представления. Потому что та работа, которую проводит филармония для детей и юношества, не одноразовая. Это как обучение в школе. Для всего должна быть программа, и ее нельзя прерывать. Мы очень хотим, чтобы дети сейчас, находясь в изоляции, не потеряли накопленный багаж. Использовали это время для того, чтобы посмотреть как можно больше наших спектаклей и послушать как можно больше концертов.
- Какие наиболее позитивные произведения вы могли бы предложить для прослушивания?
- Мы всегда стараемся, чтобы наши спектакли были правильно подобраны тематически. Чтобы, с одной стороны, сюжеты были связаны со сказкой, с какой-то фантазией. С другой, – давали хороший опыт с точки зрения классического репертуара, чтобы дети формировали свой вкус с самого юного возраста. Если говорить про детские музыкальные произведения, то могу сказать, что любая сказка – например «Чиполлино», «Красная шапочка», «Волк и семеро козлят», «Аленький цветочек», «Петя и волк» Сергея Прокофьева и еще многие другие, – это очень хорошо и позитивно. Еще рекомендовал бы посмотреть «Карнавал животных», потому что это позитивный материал и совершенная разная по характеру музыка. С одной стороны, она связана с животным миром, а с другой – с человеком, с его ощущением природы. А это очень важно. Вообще, все, что написано о природе, под впечатлением от природы, всегда очень полезно слушать. И я советую детям и их родителям обязательно делать это.