Российская национальная библиотека перешла на особый режим работы
В связи с угрозой распространения коронавируса Российская национальная библиотека как федеральное учреждение культуры была закрыта для посетителей одной из первых в Петербурге. Однако в самой библиотеке работа не останавливается ни на один день. Ее сотрудники продолжают вести научные исследования, составлять каталоги, изучать и оцифровывать материалы и, конечно, работать с читателями онлайн.
С сегодняшнего дня возможности удаленного доступа к фондам РНБ расширены еще больше.
«Действительно, РНБ закрылась, и в читальном зале больше нет людей. Но это не значит, что библиотека не работает. У нас много другой работы, которая не видна. Это и проверка фондов, и их физическая сохранность, и обеспыливание, и еще многое другое. Но, конечно, самые большие наши усилия направлены на то, чтобы читатели не были ограничены в доступе к информации», – рассказала заместитель генерального директора по библиотечной работе Елена Тихонова.
Какие же услуги предлагает РНБ сейчас?
Прежде всего, это сервис «РНБ онлайн: Читаем. Смотрим. Слушаем. Учимся». Именно на нем сосредоточено максимальное количество онлайновых ресурсов, которыми могут воспользоваться читатели.
«Система онлайн-обслуживания сложилась у нас давно. Просто сейчас мы усилили ее еще больше», – объяснила заведующая Информационно-библиографическим отделом Надежда Веденяпина.
По ее словам, за последнее время количество обращений увеличилось в два раза. Поступают они со всех городов России. Как ни странно, больше всего из Москвы. А также из стран ближнего зарубежья. Самые активные пользователи живут в Казахстане и в Белоруссии. Есть вопросы даже с Украины, хотя сегодня их, конечно, гораздо меньше, чем раньше.
А из Германии или Израиля свои запросы присылают русскоязычные граждане, которые там живут или учатся.
«Мы сейчас открыли прием вопросов и ночью, и в выходные дни. И поняли: те, кто задавал вопросы глубокой ночью, на самом деле просто очень далеко находятся от нас. По ним буквально можно проследить все часовые пояса», – отметила специалист.
Механизм пользования ресурсами РНБ достаточно прост. Нужно найти на главной странице сайта в правом верхнем углу знак вопроса, нажать на него, и тогда откроются все пункты доступа для онлайн-общения. Это служба «Онлайн-консультант», служба «Не могу найти книгу», «Виртуальные справочные службы», «Обратная связь». Задать вопрос можно и по электронной почте.
Темы, которыми интересуются читатели, практически те же, что интересовали их в обычном режиме. В приоритете – учебные материалы, педагогика и искусство. А вот вопросов про коронавирус практически нет.
Зато самый часто задаваемый вопрос звучит так: «Когда можно прийти в читальный зал библиотеки?» Но ответа на него не знают, к сожалению, даже здесь.
Справка «ПД»: На начало 2020 года электронная библиотека РНБ включает в себя свыше 700 тысяч электронных копий документов книг, журналов, газет, изданий нотной печати, изобразительных материалов, карт, планов, атласов, аудиозаписей. В электронной библиотеке рукописей доступно для просмотра более 800 раритетов.