Русские в Китае рассказали, как коронавирус изменил Поднебесную
В ожидании конца каникул
Менеджер одной из китайских корпораций Анатолий Морозов в Шанхай после новогодних праздников вернулся 7 января. В городе контрастов на 27 января, как объявляли по местным каналам, китайские власти насчитывали 56 зараженных новым штаммом коронавируса. Это не так много для мегаполиса с 24 миллионами населения. Но масок в аптеках уже нет.
«Мы уже обошли несколько аптек. Недалеко от отеля. Везде отсутствуют маски. Но их продают и в других магазинах типа «Пятерочки». Их всегда там продают, но они дороже, чем медицинские. Упаковка с 5 масками стоит в переводе на русские деньги 400-600 рублей. Но даже такие дорогие не в каждом магазине можно найти», – заметил он.
Двух упаковок масок хватает на неделю. В Шанхае пока не запрещено появляться в общественных местах с открытым лицом, но 9 из 10 жителей, по оценке Морозова, из дома не выходят без средств защиты. А вообще, на улицах пустынно. Но не столько из-за эпидемии: в Китае до сих пор празднуют Новый год, который принято встречать в кругу семьи на малой родине.
«Все ждали второй волны вируса, когда они бы вернулись в крупные города. Но китайское правительство продлило праздники. У нас есть фабрика в маленьком городе Жичжао, три миллиона человек. Там до третьего февраля каникулы. В Шанхае продлили до 10 числа, пока буду работать из отеля», – планирует Морозов.
Квартиру в Шанхае Морозов еще не нашел. Пока искал, столкнулся только с консьержем, вооруженным термометром-сканером. На просмотр жилья последний пускал только тех, у кого нет жара. Морозова пустил.
На грани закрытия
Тепловизоры и врачи встречают прибывающих в столицу китайской силиконовой долины. В регионе, согласно данным Генконсульства России в Гуанчжоу, на 28 января 188 подтвержденных случаев заражения коронавирусом. Идут разговоры о закрытии города на карантин, но пока все только в стадии обсуждения. Модель Михей Ростов, живущий в Гуанчжоу с 2014 года, в 2020-м без проблем вернулся домой из бывшей португальской колонии, ныне известной как азиатский Лас-Вегас.
«Я вернулся пару дней назад из Макао, там весь стаф уже был в масках, – рассказал Ростов. – Были слухи, что закроют Гуанчжоу, но закрыли только сообщение с провинцией Хубей, откуда пошла эпидемия коронавируса».
В Гуанчжоу в общественных местах, к которым относится и метро, запрещено появляться без масок. Где их берут местные, Михей не интересовался. Сам готов был к эпидемии заранее.
«Я видел видео, как использованные маски собирают и продают. У меня самого маски и до этого были», – объяснил он.
Паники в городе нет. Нет ее и в 11-миллионом Ухане, ставшем очагом коронавируса и расположенном между Шанхаем и Гуанчжоу. В закрытом на карантин городе, как заверила «Петербургский дневник» русскоязычный гид Елена Касьяненко, «все хорошо»: в достатке воды и продуктов в магазинах, цены не растут, туристов нет.
На 28 января в провинции, окружающей Ухань, зарегистрировано 2 714 случаев заболевания и сто смертей. Гонконгские медики не исключают, что на самом деле инфицированных больше на порядок – 44 тысячи человек.
«Принудительное» лечение
Эпидемия коронавируса, как рассказал Морозов, обернулась реформой здравоохранения: медицинская помощь на время эпидемии объявлена бесплатной. Вот только желающих ей воспользоваться не столь много. Россиянин Анатолий Морозов называет методы госпитализации условно принудительными. Отказаться вроде как можно, но не советуют.
«Если человек не знает, серьезное или нет, то стоит, наверное, соглашаться. Но при этом следует обратиться в посольство РФ. Там есть отдел, который помогает. Вдруг ситуация будет серьезной, китайское правительство не захочет отпускать из больницы. Наверное, правительство России должно об этом знать», – считает он.
Согласно данным посольства России в КНР, на 28 января ни одного случая заболевания коронавирусом у россиян в Китае не выявлено. В Ухане, закрытом на карантин, находятся 158 вышедших на связь граждан РФ. Морозов знает еще об одном россияне, который временно оказался невыездным. Его знакомого эпидемия коронавируса застала в чистом от инфекции Тибете, закрытом на профилактику. «Он застрял», – констатировал Морозов.